Итак, вас все же заинтересовала идея - а как это так свои клипы по любимому аниме делать? Вот вы твердо решили, что надо попробовать... но встали перед проблемой - а с чего же начать? Проблема вообщем-то серьезная, т.к. на этой первой загвоздке у многих энтузиазм и пропадает. Дабы такого не случилось предлагаю некоторые свои советы по тому с чего же все-таки начать.
Сразу хочу сказать, что все что я знаю и умею это мой личный опыт, который я приобрел путем набивания кучи синяков и ссадин, порой я может быть где-то и ошибаюсь, но тем не менее это не мешает мне делать работы, которые уже, думаю, вышли хоть как-то за планку новичка, хотя судить конечно Вам ^_-.
Дальше думаю обойдемся без сквозных речей и внесем побольше конкретики, иначе такими темпами к концу статьи и заснуть можно ^^".
Первым делом кодеки – наверняка у вас в системе они уже стоят, иначе аниме бы вы не смотрели, но тем не менее… Самым распространенным пакетом сейчас считается K-Lite Codec Pack (скачать можно хотя бы здесь: http://www.codecguide.com/download_kl.htm - это первое что попалось в поисковике).
Далее разберемся с видео. Для начала с форматом – формат видео лучше всего взять *.avi или *.mpg (*.mpeg) – так как они более распространенные и чаще всего поддерживаются разными программами. Далее будет разбираться нарезка видео на фрагменты при помощи Virtual Dub – он работает только с avi и MPEG-1. Часто используются исходники видео из DVD – там MPEG-2. Для работы с ним придется использовать или версию Virtual Dub MPEG2, или Virtual Dub Mod, или любую другую программу пришедшуюся вам по вкусу. Разрешение видео пусть будет не маленьким, в идеале лучше взять 720х480 или что-то в этих пределах. Не советую сразу хвататься за широкоэкранное видео разрешения а-ля 1280x720 – очень уж оно проблематичное, и ресурсов компа, как правило, крайне не хватает. Второе – чем меньше помех на видео – тем, естественно, лучше. Третье – желательно чтоб не было встроенных субтитров – с ними уж больно некрасиво смотрится, да и вам самим с чистым видео будет работать куда удобнее, а избавляться учиться от них, если они все же есть, будем нескоро.
Что касается самого аниме – для первого своего AMV лучшим вариантом будет выбрать свое самое любимое аниме, желательно OVA или Movie чтоб было не очень большим по продолжительности или, если это сериал, то выборку определенных серий. Главное – знайте свое аниме - где и что происходит. Сразу попытайтесь придумать идейный замысел своего AMV, детально продумывать до мелочей крайне не обязательно – по ходу монтажа все придет как-нибудь само – как-никак мы же только пробовать собрались. Продумайте хотя бы основные моменты, жанр, какие персонажи будут и т.д. А в дальнейшем по поводу выбора аниме советую брать то, что во-первых нравится вам самим, во-вторых нравится всем, в третьих – зрелищность/привлекательность аниме (а каким образом это выражается смотреть вам, а оценивать зрителю); в четвертых – оригинальность и т.д.
Музыка. Вот тут у меня обычно даже более проблемная ситуация, чем с выбором видео. Чаще я сначала нахожу музыку и только потом уже подходящий видеоряд. Причем от таких понятий: в этом AMV отличный видеоряд, но напрочь не подходящая музыка, я сразу пытаюсь отказаться. Мое мнение AMV - это единое целое музыки и видео, единое представление, так сказать самостоятельное произведение. Как подобрать для этого музыку я подсказать точно не смогу, т.к. у всех вкусы разные, и даже признанные шедевры всегда находили своих пагубных критиков. Но вот вариант, для примера, который лучше всего не повторять: аниме - Slayers, музыка – Linking Park. Таких подобных работ я встречал уже множество, но у всех у них одна участь – провал! Лучше не повторяйте подобного, музыка задает эмоциональный настрой видеоряда, поэтому она обязана быть абсолютно в тему. Один совет которому я стараюсь всегда придерживаться – музыка всегда должна быть хорошего качества – и это касается не только качества записи, но и качества исполнения; неизвестная музыка и группы, которые выдерживают предыдущий критерий и используются в тему, как правило, всегда только приветствуются; использование музыки направлений, к примеру: Pop, Rap, Heavy Metal и т.д. плюс язык: русский или иностранный, зачастую могут привести к узконаправленной публике, выбор более нейтральной музыки увеличивает шансы к более разностороннему зрителю. Композиции длинной более 5 минут чаще всего бывают утомительными, в принципе, самый оптимальный вариант это 4-4,5 минуты. Ну на этом пока может быть по этому пункту и все.
Что дальше? А дальше выбрав аниме и музыку и вооружившись идеей двигаемся к ее осуществлению. Следующий наш шаг это нарезать из одного большого видео маленькие кусочки, с которыми мы потом будем работать. Техническая часть будет ниже, а сейчас пару слов о том, какие кадры именно нарезать? Несомненно это вызывает затруднения. Наверное однозначно тут сказать нечего, т.к. это не шаблонная схема. Предлагаю снова представить, что примерно бы вы хотели увидеть в своем будущем AMV, каких героев, какие действия они будут совершать, с кем взаимодействовать и т.д. Исходя из этого режьте все подходящие кусочки, а какие из них вам потом пригодятся точно это решите в процессе монтажа. Лично у меня при нарезке из 24-26 серий примерно выходит около 250 сегментов. Обязательно советую сохранять все особо красочные и привлекательные моменты без участия героев или с их участием (например красочные взрывы, вспышки, удары клинков друг об друга, фоны, пейзажи и т.д.), как правило потом они часто оказываются нужными.
Нарезка исходника на сегменты при помощи Virtual Dub (Virtual Dub Mod)
Главные преимущества программы на мой взгляд: во-первых, лично я для нарезки более удобной программы пока найти не смог, поэтому посоветую как раз именно ее, тем более она уже проверена не одной сотней человек ))); бесплатна ^^; не требовательна к ресурсам компьютера, что порой является значимым преимуществом в быстродействие; есть множество фишек, которые не всегда найдешь и в профессиональных больших продуктах.
Итак, качаем здесь: Virtual Dub (выбираем ссылку одного из серверов), есть русификатор, но лично я не стал бы его ставить - если найдете какие-нибудь инструкции по использованию VDUB, то названия действий точно будут на английском и будет только сложнее, а русифицировать в программе и не так уж много. Virtual Dub Mod (любой из серверов).
Лучший вариант скачать обе версии, благо весят совсем ничего. Какие отличия? В Mod версии больше функционала, поддерживаемых форматов и прочего, но небольшой недостаток я нашел в навигации: для play/stop очень удобно пользоваться пробелом, но в Mod пробел откликаться за stop будет не всегда, не будем на этом останавливаться – думаю, если будете пользоваться, то потом сами заметите этот недостаток.
Ниже приведенная информация дана для ознакомления с интерфейсом программы и для работы не является обязательной к прочтению, если вам не терпится побыстрее что-либо попробовать сделать, то можете сразу переходить к практической части отмеченной зеленой рамкой.
В общем скачали и установили/распаковали их, теперь запускаем для знакомства Virtual Dub, что же видим? В центре пустое место (когда загрузим файл, то появятся два окна, об этом подробнее чуть дальше). Снизу линейка с бегунком (далее таймлайн), показывающим положение кадра относительно начала и конца, все как и в любом другом привычном нам плеере просмотра видео. Снизу слева наша главная панель навигации:
Слева направо: stop – останавливает бегунок на том месте, где он находился во время просмотра;
input playback – воспроизведение левого окна, т.е. оригинального видео на входе;
output playback – воспроизведение обоих окон, правое окно воспроизводит видео на выходе, т.е. то, каким оно будет в итоге после обработки фильтрами, если мы их применяли;
home – возвращает бегунок в самое начало;
backward – передвинуть бегунок на один фрейм(*) влево;
forward – передвинуть бегунок на один фрейм вправо;
end – возвращает бегунок в самый конец;
key previous – перемещение бегунка на предыдущую ключевую точку(**);
key next - перемещение бегунка на следующую ключевую точку;
scene reverse – проиграть сцену в обратном направление до предыдущей сцены;
scene next - проиграть сцену до следующей сцены;
mark in – первая метка, начальная;
mark out – конечная метка.
(*) фрейм – один кадр, ТВ стандарт, к примеру, состоит из 25 фреймов в секунду.
(**) ключевая точка, ключевой фрейм – в правильно закодированном видео располагаются на моментах смены одного действия на другое, понять их смысл, да и практическое применение для удобной навигации при нарезке будет легче на практике.
Теперь откроем видео и начнем изучать возможности дальше. Для открытия просто перетащите файл в окно программы или File > Open video file (Ctrl+O).
Что изменилось? Ну конечно же появились наши два долгожданные окна просмотра – левое для оригинального видео, правое для просмотра видео после обработки. Размер окон можно настраивать для себя как угодно схватив за край мышкой. Так же если кликнуть правой клавишей мыши по окну будут вкладки: Zoom – можно выбрать размер в процентах от оригинального или восстановить оригинал; Aspect ratio – соотношение сторон, тут приведены основные соотношения различных форматов (чаще применяется 1:1 pixel - Square) и free adjust – произвольные. При выборе закрепленных размеров окно приобретет определенные пропорции и при изменение его размера будет изменяться в соответствие с этими пропорциями.
Под таймлайном появилась шкала с цифрами – она показывает длину нашего загруженного видео в фреймах. Снизу от шкалы и справа от кнопок навигации находится окошко примерно такого содержания: Frame 4187 (0:02:54.633) [K]
Здесь: 4187 – текущий фрейм, (0:02:54.633) – текущее положение по времени, [K] – фрейм является ключевым.
Теперь разберемся с верхними менюшками, здесь я остановлюсь только на том, что нам пригодится.
Меню File:
Open video file (Ctrl+O) – открыть файл; Reopen video file (F2) – открыть файл повторно; Append avi segment – добавить avi файл к основному видео, добавляется к концу текущего, позволяет склеивать в один большой файл; Preview input (Space) – воспроизведение исходного видео в левом окне; Preview filtered (Enter) – воспроизведение в двух окнах, в правом воспроизводится видео обработанное фильтрами, если они конечно подключались, иначе тоже самое, что и в левом; Preview output from start (F5) – воспроизведение видео с самого начала таким, каким оно окончательно будет на выходе (идет его обработка); Run video analysis pass – запуск анализа видео путей, нам явно это не потребуется; Save as avi (F7) – собственно то что нам надо – сохранить в *.avi, но сохраняет все видео целиком, т.е. как оно есть на таймлайне просмотра; Save old format avi – сохранение в том же формате в котором был исходник; Save segmented avi – сохранить сегмент *.avi, его-то мы и будем нажимать чаще остальных что бы сохранить выбранный нами кусочек; Close video file – закрыть файл видео без закрытия программы; Export – тут если мы его и будем использовать, то скорее его вкладку image sequence – позволяет сохранить как отдельный кадр в виде картинки, так и серию кадров, вплоть до всей длины видео. Форматы bmp и jpeg, но будьте внимательны – во-первых для сохранения отдельного кадра надо на таймлайне видео поставить mark in и mark out на одной позиции, для сохранения нескольких – аналогично, но выделить несколько фреймов, во-вторых если не задать новое имя для новой серии кадров, то они просто напросто затрут предыдущие и станут на их места, лично я на этом далеко не один раз попадался, и порой это очень печально заканчивается; File information – очень важное меню – позволяет узнать полную информацию о всех основных параметрах видео, сверху видео информация, снизу – аудио информация; Save WAV – позволяет сохранить звук из видео в WAV формате; и почти в самом низу Job control (F4) – при нажатие открывается окно в котором можно запустить ранее записанные команды на выполнение, к ней мы еще не раз вернемся.
Меню Edit включает:
Undo (Ctrl+Z) – вернуть действие назад, отменить последнее действие; Redo (Ctrl+Y) – отказаться от отмены последнего действия; Cut (Ctrl+X) – вырезать выделенную область; Copy (Ctrl+C) – скопировать выделенную область; Paste (Ctrl+V) – вставить; Delete (Del) – удалить выделенный фрагмент; Clear selection (Ctrl+D) – снять выделение; Select all (Ctrl+A) – выделить все, т.е. весь таймлайн; Set selection start (Home) – поставить первую метку, аналогично Mark in; Set selection end (End) – поставить конечную метку, аналогично Mark out; больше нам в этом меню вроде ничего пока не потребуется.
Меню View нам вообщем-то не нужно, тут настраивается отображение дисплея, видов и т.д.
Меню Go – для навигации, пользоваться им порой не столь удобно, т.к. далеко тянуться чтоб выбрать какое-либо действие, но если выучить горячие клавиши, то становится очень удобно и быстро управлять перемещением бегунка на таймлайне:
Beginning (Ctrl+left) – переместить бегунок до конца влево (первый фрейм); End (Ctrl+right) – переместить бегунок до конца вправо (последний фрейм); Prev frame (Left) – предыдущий фрейм; Next frame (Right) – Следующий фрейм; Prev keyframe (Shift+left) – предыдущий ключевой фрейм; Next keyframe (Shift+right) – следующий ключевой фрейм; Back 50 frames (Alt+left) – назад на 50 фреймов; Forward 50 frames (Alt+right) – вперед на 50 фреймов; Prev range (Shift+<) – переместить бегунок до конца влево (первый фрейм); Next range (Shift+>) - переместить бегунок до конца вправо (последний фрейм); Selection start ([) – переместит бегунок на начало выделения; Selection end (]) – переместит бегунок на конец выделения; Prev scene (Ctrl+shift+left) - проиграть сцену в обратном направление до предыдущей сцены; Next scene (Ctrl+shift+right) - проиграть сцену до следующей сцены; Go to frame (Ctrl+G) – перепрыгнуть на нужный фрейм, можно так же задавать и точную позицию времени.
Меню Video, его мы тоже будем посещать время от времени, что нас тут пока заинтересует на первое время:
Filters (Ctrl+F) – набор доступных фильтров, о них подробно рассказывать не буду, как нам конкретно что-то от туда пригодится, тогда и обмолвлюсь; Compression (Ctrl+P) – тут мы будем настраивать кодеки для сжатия видео; далее идут в ряд пункты, один из которых выделен кружком: Direct stream copy, fast recompress, normal recompress, full processing mode – не будем опять же забивать себе голову и запомним так: direct stream copy – копирование в прямом потоке, т.е. выделив из видео определенный фрагмент мы при сохранение просто-напросто сохраняем эту часть фрагмента в старом формате без каких-либо изменений – именно так мы и будем делать при нарезке кусочков, а full processing mode – наоборот, обработка фильтрами и пережатие через кодек; Copy source frame to clipboard (Ctrl+F1) – сохранение в буфер обмена кадра с левого экрана, т.е. из оригинала; Copy output frame to clipboard (Ctrl+F2) – сохранение в буфер обмена кадра с правого экрана, т.е. прошедшего обработку фильтрами; вот пожалуй и все что нам пока что отсюда потребуется.
Следующий пункт Audio, тут так же обойдемся минимумом знаний:
No audio, Source audio, WAV audio – первый выключает звук, поэтому если после нарезки вы не собираетесь использовать звук из видео, которое вы нарезаете, то смело ставьте отметку именно на этом пункте, source audio – использовать аудио из самого видео, которое вы собираетесь нарезать – стоит по умолчанию, и WAV audio – заменить аудио ресурса на свое, но только в *.wav формате; и два уже знакомых нам пункта - Direct stream copy, full processing mode – тут все аналогично, первый для прямопотокового копирования, второй для обработки. Если выбрать с обработкой, то в меню Audio появятся еще и пункты настройки обработки аудио, настройки кодеков сжатия и др.
Меню Options и Tools можете не трогать.
Сообщение от
Gescort
Ну вот теперь, собственно, приступим и к самой нарезке. Открываем нужный нам файл формата *.avi. Для начала настраиваем как нам удобно экраны для просмотра. В принципе, нам потребуется только левый экран, так что можно его развернуть по больше не обращая внимания на второй. Теперь
в меню Audio отключаем звук No audio, а во вкладке
Video ставим Direct stream copy. Теперь можно или просто нажать на пробел и просматривать видео в реальном времени и искать нужные моменты или в режиме паузы вручную перетаскивать бегунок, что может оказаться на порядок быстрее. Ко всему прочему вспомним про ключевые кадры – прощелкайте несколько ключевых кадров вперед и посмотрите как они располагаются, плюс находясь на самом ключевом кадре сдвиньтесь на фрейм влево и вправо относительно ключевого – вы сразу заметите смену сцены, дальше думаю как этим воспользоваться разберетесь сами. Теперь вы нашли нужную сцену – ставим в ее начале первую точку Mark in (Home), а в конце последнюю Mark out (End), между точками появится выделенная область:
Далее выбираем File > Save segment avi и выбираем место куда сохранить. Посмотрите что бы галочки слева внизу не стояли. Фрагмент должен сохраниться буквально за пару секунд, если сохранение будет длиться долго, то скорее всего
в меню Video вы забыли поставить Direct stream copy. Процесс нарезки скажу не очень занимательный и порой утомляет более всего. В принципе что касается самого процесса нарезки, то это все.
Теперь возьмем для примера использования фильтров и кодеков сжатия случай когда у нас слишком большая картинка изображения, т.е. широкоэкранное видео, и мы захотели ее уменьшить. Заходим в фильтры (Ctrl+F), жмем Добавить (Add) и выбираем resize.
В открывшемся окне напротив New size есть два варианта задания пропорций – прямой (Absolute) размер и процентный (Relative). Допустим возьмем в процентном зададим 50%, автоматически в поле прямого задания размера числа уменьшатся в два раза. Aspect ratio не трогайте, это соотношение сторон, оно у нас стоит по умолчанию таким, какое в оригинальном видео. Filter Mode настраивает тип сглаживания картинки. При уменьшение изображения происходит уменьшение количества пикселей на экране, поэтому чтобы картинка не была угловатой и шершавой применяют фильтры. По умолчанию пусть остается тот, что стоит. Так же внизу есть кнопка Show preview – при нажатие выводится дисплей, на котором показывается что произойдет с нашим видео при применение тех или иных настроек фильтра. После настройки жмем OK > OK. Заходим
в меню Video, проверяем, что стоит Full processing mode. Далее
в Video выбираем Compression (Ctrl+P) и будем настраивать кодек пережатия. По умолчанию если не выбрать кодек, то сохранение будет идти в Uncompressed avi. При разрешение экрана 640х360 10 секунд видео весят 158 мегабайт. Далеко не всем по зубам сохранять свои нарезки в avi без компрессии, хотя стоит отметить, что потерь в качестве изображения при таком варианте нет абсолютно никаких. Intel IYUV – он в два раза меньше по весу и представляет собой немного другую цветовую гамму (если не ошибаюсь ^^"). Самыми распространенными кодеками являются DivX, XviD и x264. При финальном кодирование готового клипа предпочтение отдают последнее время именно x264, т.к. у него очень большая степень сжатия при сравнительно небольших ухудшениях качества. Сам я часто для хранения нарезанных кусочков использую именно его, т.к. Sony Vegas (в нем я все и монтирую) принимает его прекрасно. Для примера, тогда возьмем именно его – в списке кодеков выделяем x264 и жмем Configure, появится окно:
Закодируем наши фрагменты в однопроходном режиме кодека с максимальным битрейтом. В выпадающем меню вместо Single Pass – Quantized выбираю Single pass – Bitrate и Average bitrate на максимум – 5000. Затем OK > OK. Теперь если нам надо нарезать несколько фрагментов, то выделяем нужный нам сегмент видео при помощи меток Mark in и out, и выбираем File > Save segmented avi. Но теперь внизу слева поставим галочку напротив Don’t run this job now; add it to job control so I can run it in butch mode. Задаем имя файлу и жмем Сохранить. В итоге ничего не произойдет и нас выбросит снова в окно редактирования видео. Таким же образом выделяем следующий сегмент, но при сохранение задаем ему другое имя. После того как все сегменты были выбраны и сохранены жмем File > Job Control (F4) и появится такое окно:
Job control представляет собой лист заданий, который мы задавали, когда поставили галочку при сохранение файлов. Теперь чтобы получить наши фрагменты, которые мы хотели сохранить, достаточно нажать Start и подождать, пока все фрагменты отцифруются. Зачем было вообще пользоваться job control? Конечно можно было бы обойтись и без него, но чем ждать пока выбранный кусочек отцифруется что бы перейти к выбору следующего, проще выбрать их все сразу, и затем отцифровать.
PS: все же я решился уже сейчас выложить вот эту часть статьи, хотя она пока что еще и не закончена, но уверен это придаст мне больше ответственности и желания побыстрее ее доделать. Дальше будет идти процесс самого монтажа в программе Sony Vegas 7.0 (аналогично в интерфейсе идут старые версии 5.0, и 6.0, и скорее всего 8.0 – ее я пока не видел). Программа не является полностью профессиональной, точнее именно так ее ругают по сравнению с Adobe Premiere, но скажу сразу – большинство клипмейкеров работают именно с Vegas – тут и невероятно удобный и наглядный интерфейс, большая поддержка форматов, богатейший функционал. Для начала работы не требует долгого обучения как и что работает (никогда не работая с видео я впервые наткнулся именно на Vegas и уже на второй день без проблем пытался монтировать свой первый клип), так что советую! В окончание будет информация по закодированию готового AMV в основную и в привью версии.
Потом обещаюсь пополнять раздел различными фишками и их применением при создании AMV, конечно на том уровне на котором смогу сам ^^".