image

Вести с Востока,

  • Тема перенесена в архив
    69
    Ответы
    33.3K
    Просмотры


  • Японские грифели дали карандашам полезные запахи


    Оченьуж широкого распространения ароматные грифели, скорее всего, не получат— не так уж много людей в наше время пишет карандашами (фото с сайтаnoantri.com).

    Производитель канцелярских принадлежностей – японская компания Pentel —представила новинку: карандашные стержни, источающие запахи во времяписьма. Разработчики заявили, что им удалось объединить нанотехнологиис ароматерапией, в результате чего грифель может позитивно влиять наумственные способности человека.

    Стержни диаметром 0,5 мм получили название Ain Supplio.Запахи "заточены" в нанокапсулы, которые во время "работы" карандашаразрушаются и высвобождают ароматы розмарина, мяты, лемонграсса илизелёного чая.

    В целом жеароматические смеси Ain Supplio бывают трёх видов: "Освежающая"(Refresh), "Заживляющая" (Healing) и "Позитивная" (Positive).

    Однимиз главных преимуществ новых грифелей является долгосрочность хранениязапахов: это 3 года в нераскрытой упаковке, 2 года в пластиковойкоробочке и больше 3 месяцев на открытым воздухе.

    На 19-й Международной ярмарке канцелярских принадлежностей и офисных товаров в Токио (International Stationery & Office Products Fair Tokyo — ISOT), прошедшей с 9 по 11 июля, грифели Pentel были признаны, наряду с десятком других новинок, "Товаром года" (Stationery of the Year Award).

    ВЯпонии наборы пахучих карандашных стержней (по 20 штучек в каждом)появятся на полках магазинов как раз к началу учебного года, всентябре, по цене 200-210 иен ($1,6-1,7). В перспективе Pentel обещаетпродажи по всему миру.




  • Китайцы кормят друг друга картоном

    13 июля 2007



    По легенде, баоцзы были "изобретены" мудрецом Чжугэ Ляном (Zhuge Liang). Китайцы частенько едят их на завтрак (фото AP).

    Центральное телевидение Китая (CCTV) поздно вечером 12 июля показало сюжет, посвящённый борьбе правительства за безопасность пищевых продуктов, из которого следует, что в Пекине можно запросто купить еду, на 60% состоящую из картона.

    В Китае популярны баоцзы (baozi) — это что-то вроде шаурмы: нарезанная свинина завёрнута в "кожу" из пшеничной или рисовой муки. Баоцзы готовят бесчисленные маленькие "пекарни" и продают на улицах. Власти признаются, что с этим нелегальным бизнесом почти невозможно справиться.

    Китайские телевизионщики вооружились скрытой камерой и проследовали за одним из торговцев в ветхое грязное здание, где, как выяснилось, и готовят баоцзы.

    "Каков рецепт?" — спрашивает репортёр. "Шесть к четырём", — отвечает человек, чьё лицо не показывают. "Вы подразумеваете 60-процентный картон? А что в оставшихся 40%? — допытывается журналист и слышит в ответ: "Жирное мясо".

    Далее демонстрируется процесс приготовления. Картон сначала кладут в пластмассовые ёмкости и пропитывают едким натром — химикатом, обычно используемым при производстве бумаги и мыла. Затем картон измельчают, добавляют жирную свинину и приправу.

    Когда готовая "еда" появляется на экране, репортёр пробует её. "Эти баоцзы жёсткие и почти безвкусные, — говорит он. — Другие люди не чувствуют отличий?" "Большинство людей – нет, — отвечает изготовитель, — а сам я это не ем".




    ( ПС. я не могу создать отдельную тему для себя тут (ПОЧЕМУ-ТО ), поэтому всё кидаю сюда.

    А статья про Китай так... чтоб страшно стало. )[emotion:crying][emotion:crying][emotion:crying][emotion:crying][emotion:crying][emotion:crying][emotion:huh][emotion:irked]



  • В Японии раки съели остров

    27 июня 2007


    Каким он был, таким он не остался. Снимки острова Хоборо, сделанные с разницей в полвека (фото Yuji Okimura/Hiroshima University).

    Скалистый остров Хоборо (Hoboro), находящийся вблизи Хиросимы, за половину столетия практически разрушился. И виной тому — бесчисленное множество рачков-изопод, которые проделали в скалах отверстия, чтобы отложить в них яйца, а также тайфуны, без труда уничтожающие ставшие хрупкими скалистые пики.

    Изоподы — это самый большой отряд ракообразных. Они также известны как равноногие раки. К ним, кстати, относятся и обычные мокрицы. В Японии разрушающий острова вид изопод получил название нанатсуба-котсубумуси (nanatsuba-kotsubumushi).

    Случай с Хоборо, по словам исследователей из университета Хиросимы (Hiroshima University), "это редкий даже для всего мира пример биологической эрозии, которая произошла в таком большом масштабе и в таком быстром темпе".

    Действительно, по состоянию на 1928 год, остров насчитывал 120 метров в длину, а его самая высокая точка возвышалась на 21,9 метра над уровнем моря. На фотографиях, сделанных между 1955-м и 1965 годами видно, что Хоборо имел два скалистых пика, и что на самом высоком из них присутствовала растительность.

    Теперь, однако, самый высокий пик почти полностью исчез. Осталась лишь "горка" приблизительно 6 метров высотой, а большая часть острова погрузилась под воду.

    По мнению учёных, свою роль сыграло то, что остров сформирован из вулканического туфа, по сути — уплотнившегося пепла, с которым изоподы, а затем и тайфуны с водами, справляются без труда. Очевидно, этой "лёгкостью" и объясняется отсутствие подобных разрушений на соседних островах.


  • Японец намерен пересечь океан на энергии волн

    1 июня 2007


    Выполненный из алюминиевого сплава, Suntory Mermaid II весит три тонны и насчитывает в длину 9,45 метра. На снимке — неунывающий Кеничи во время испытаний своего нового катамарана (фото Yoshikazu Tsuno/AFP/Getty Images).

    68-летний путешественник и изобретатель Кеничи Хори (Kenichi Horie) сконструировал катамаран, приводимый в движение энергией волн и намерен, впервые на таком типе привода, пересечь океан.

    Судно называется Suntory Mermaid II. Оно построено на верфи крупной судостроительной компании Tsuneishi.

    В передней части катамарана смонтированы два параллельных плавника, которые преобразуют движение волн в движения, похожие на движения дельфина. И таким образом толкают катамаран вперёд.

    Для питания радиосвязи, печки-микроволновки и компьютера на борту лодки установлены солнечные батареи. А на случай непредвиденных обстоятельств катамаран оборудован небольшим мотором и даже может развернуть парус. Однако Хори намерен переплыть Тихий океан именно за счёт волнового двигателя.

    Необычное путешествие он намерен начать в марте следующего года. Японский яхтсмен планирует преодолеть на Suntory Mermaid II 3750 морских миль от Гаваев до японского полуострова Кии со средней скоростью 3 узла (5,6 километра в час). Так что рейс займёт более 2,5 месяцев.

    А пока первые испытания "волнового катамарана" успешно прошли во Внутреннем японском море. "Море было спокойно как обычно, но лодка двигалась хорошо. Я могу ожидать лучших результатов в открытом океане", — заявил изобретатель.

    Кеничи Хори стал известен ещё в 1962 году, когда он в одиночку за 94 дня пересёк Tихий океан на борту яхты Mermaid, без паспорта и денег. Он был арестован в Сан-Франциско, но мэр освободил его, дал ему 30-дневную визу и сделал почётным гражданином.

    Его книга об этом рейсе, названная "Кодоку (Один в Tихом океане)", была экранизирована в 1963 году и выдвинута на премию Golden Globe. Хори также совершил безостановочное кругосветное плавание с Востока на Запад в 1974 году и с Севера на Юг в 1978-м. В 1996-м он установил мировой рекорд по пересечению Tихого океана на судне на солнечной энергии, когда он прошёл 10 тысяч миль без остановки от Соляных озёр в Эквадоре до Токио за 148 дней.

    Узнайте, к слову, о новом солнечном катамаране, пересёкшем Атлантику.

    Кстати, о необычных судах. Пользуясь случаем, вынуждены сделать печальное объявление относительно Earthrace.

    Судно успешно прошло Суэцкий канал, но в Средиземном море попало в сильный шторм, в котором серьёзно пострадал главный корпус. Он дал течь, а быстрый ремонт оказался невозможен.

    Как сказано в пресс-релизе команды от 31 мая, судно находится сейчас в Малаге (Испания), где и было принято решение о прекращении гонки. Возможно, новая попытка поставить рекорд будет предпринята в 2008 году. Наше последнее сообщение о ходе этой кругосветки со ссылками на всю предысторию вы найдёте здесь.



  • Квартет роботов впервые сыграл на барабанах

    24 июля 2007



    Четыре робота имели шумный успех (фото с сайта robot.watch.impress.co.jp).

    21 июля на улицах города Китакюсю (Kitakyushu) выступила команда из четырёх промышленных роботов, произведённых компанией Yaskawa Electric. Машины продемонстрировали своё новое умение — мастерски сыграли на традиционных японских барабанах "Тэйко" (Taiko).

    В этот день в рамках 400-летнего местного фестиваля (Kitakyushu’s Gion Festivals — PDF-документ) проводилось соревнование барабанщиков, которое отмечало свою 60-ю годовщину. По этому случаю организаторы и решили привлечь роботов.

    Выступали две машины Motoman-DIA10 (PDF-документ) — это роботы-сортировщики, о которых мы рассказывали, — а также пара одноруких манипуляторов Motoman-HP3 (PDF).




    Как видим, на шесть рук был всего один барабан, потому один из роботов бил в литавры (фото с сайта robot.watch.impress.co.jp). 30-секундный фрагмент концерта можно посмотреть на YouTube. Ещё фото и видео вы найдёте на этой странице.Заметим, роботы играли на "Тэйко" впервые в мире. Чтобы обучить "барабанщиков", Yaskawa Electric потребовалось четыре месяца.



  • Корейские мумии помогут в борьбе с гепатитом B

    26 июля 2007


    Одна из мумий, обнаруженных в Южной Корее (фото Seoul National University).

    О том, что в древней Корее тела умерших подвергались мумификации, учёным стало известно совсем недавно. Однако это открытие уже может принести конкретную практическую пользу: как утверждает Марк Шпигельман (Mark Spigelman), профессор Иерусалимского университета (Hebrew University of Jerusalem), данные находки могут пролить свет на лечение одного из самых опасных современных заболеваний.

    В последнее время в Корее, как и во многих других странах, наблюдается строительный бум. Именно по этой причине строители часто натыкаются на различные старые захоронения.

    Впрочем, никто не ожидал того, что в этой стране обнаружат мумии. Ведь издревле корейцы следовали культу предков, согласно которому тело покойника должно подвергнуться разложению безо всяких вмешательств.

    В связи с этим захоронение производилось по особому ритуалу. Тело умершего клали на лёд на период траура, длившийся от 3 до 30 дней. После этого труп помещали в двойной сосновый гроб, покрытый смесью на основе извести.

    Как утверждает Шпигельман, в некоторых случаях такие меры приводили к полной защищённости тела от внешних воздействий и, как следствие, к отличной естественной мумификации.

    Благодаря этому учёные из университета Данкока (Dankook University) и из Сеульского национального университета (Seoul National University) смогли обнаружить в печени одной из мумий возрастом около 500 лет образцы вируса гепатита B. Для дальнейшей работы исследователи и пригласили Марка Шпигельмана, известного своими достижениями в палеоэпидемиологии — дисциплине, изучающей древние болезни. Ведь случай действительно интересный, так как раньше вирусов гепатита в мумиях никогда не находили.




    Профессор Сеульского национального университета Донг Хон Шин (Dong Hoon Shin, слева) и профессор Шпигельман (справа), ну а перед ними — одна из корейских мумий (фото Seoul National University). В скором времени учёные планируют провести дальнейшие исследования генома этих древних образцов вируса. В ходе работы планируется выяснить, какие изменения гепатита B произошли в ходе его эволюции.Шпигельман говорит, что эти сведения помогут лучше "узнать врага", а следовательно, получить информацию о том, как можно бороться с этим вирусом в его современной модификации.




  • MEMBRANA провела эксклюзивный тест-драйв андроида Robovie-M

    2 августа 2006




    "Сумочку, пожалуйста, откройте, — предложил на входе охранник. — Так, что это у вас?". "Э, ну это робот", — отвечаем. "Робот?!" – реакция охраны заставила опасаться по поводу судьбы маленького японца, тихонько лежащего в сумке. "Он не стреляет", — не слишком убедительно вступились мы за андроида. К счастью, нам поверили на слово, но мы и не соврали – робот и правда не стреляет. А что же он делает?






    Именно это мы и хотели выяснить, договариваясь с фирмой "Андроидные роботы" ("АР") о тест-драйве электромеханического гуманоида Robovie-M третьего поколения. Его впервые привезли в Россию около месяца назад. И мы не могли отказать себе в удовольствии стать самым первым российским изданием, "пощупавшим" своими руками и глазами самого "продвинутого" человекоподобного робота на рынке в ценовом диапазоне до $5 тысяч. Вот-вот, Robovie-M ver.3 – не из дешёвых, извольте выложить 109965 рублей ($4 тысячи с копейками). Но боязно брать в руки этого андроида нам поначалу было не только из-за цены – уж больно хрупким он показался, к тому же, мы не знали, на что он способен (а вдруг?!). В общем, демонстрацию возможностей робота провёл для нас гендиректор "АР" Александр Пермяков, единственный из присутствовавших, кто хорошо разбирается в хитросплетениях японской робототехники.




    Мы знали, что за рубежом Robovie-M творят всякие чудеса. В футбол вот играют, к примеру. Снимок двухлетней давности, значит — предыдущее поколение. А у нас, вроде как, самая передовая — третья генерация (фото с сайта dailytimes.com.pk). Тут хочется остановиться и вспомнить, чего мы ожидали от Robovie-M до того, как он появился в нашем офисе. Ну да, писали мы о нём, видеоролики в Сети, конечно, смотрели и были более-менее готовы, но… Прежде всего, мы думали, что чемоданов будет как минимум два. В одном робот, в другом – пульт управления, ноутбук или ещё что. Так вот – ничего подобного, маленькая сумка, в которую поместятся разве что две булки хлеба, не больше. И – всё.


    Мы совершили первое открытие. В смысле, открыли сумку. Иной бы задумался над увиденным, но мы-то знали, что в ней робот (фото MEMBRANA). Из сумки на свет появились соединённые между собой в переплетении проводов детали желтоватого и чёрного цветов, которые, расправившись, и впрямь оказались маленьким роботом. Правда, головы с глазами-камерами как таковой нет, лишь кирпичик чёрненький, ну и ладно. По просьбе демонстратора мы отправили коллегу-гонца за скрепками, а сами стали слушать.


    Достали! Вытащили из сумки, то есть. "Ну давай, показывай, на что ты способен, человекоподобный" (фото MEMBRANA). "Я вот тоже не понимаю этих японцев, нет чтоб тумблер сделать или кнопку… А тут, чтоб его включить нужно соединить вот эти два белых проводка, вот этот разъём", — показывает нам Александр Фаритович.


    Видите два белых разъёма? Так вот, чтоб активировать робота, их нужно соединить. Иначе никак (фото MEMBRANA). "Где у нас листок с демками?" – обратился Пермяков к своему коллеге Сергею Молодцову. Тут же в их руках появилась бумажка, на которой шариковой ручкой нарисованы, как показалось, костяшки домино.


    Это, так сказать, инструкция по демонстрации. Не подумайте, что алгоритмов всего четыре, их несколько десятков. Просто за один раз можно загрузить с PC такое вот ограниченное количество (фото MEMBRANA). "За один раз можно загрузить с компьютера четыре демки, — продолжает рассказ гендиректор "АР". — На большее памяти не хватает. А здесь вот есть микропереключатели, скрепки принесли?". Без разогнутой скрепки, как выяснилось, не обойтись – нужно чем-то таким устанавливать микропереключатели в различных "доминошных" порядках.




    Шариковой ручкой до микропереключателей не добраться, нужна скрепка или что-нибудь типа неё (фото MEMBRANA). Наконец, Robovie-M оказался на застеленном ламинатом полу, белые проводки соединились, представление началось, а работа в офисе, понятно, встала.


    Он пришёл в движение и привёл нас в восторг, впрочем, в восторг описуемый (фото MEMBRANA).

    Это было странно и смешно одновременно. Стоит у нас под ногами такой псевдочеловечек и машет ручонками, крутится-вертится, и так сгибается, и эдак, одно сочленение использовал, другую свою степень свободы реализовал. Красавчик. "Вы видели, он рукой колено задел? Это ошибка в программировании, надо будет калибровать, — говорит Пермяков. – Кстати, когда демка заканчивается, робот автоматически выключается. Сейчас он упадёт на спину, но это так задумано" (Robovie-M падает навзничь).



    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-7.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Лежит — первая часть демонстрации завершена (фото MEMBRANA). "А включите, пожалуйста, так, чтоб он пошёл", — просим мы, протягивая скрепку. Непродолжительная возня с микропереключателями, и робот действительно начинает пускать в ход ноги, ставит шире плеч, поворачивается – опа! – встал на одну ногу. Впечатляет, честное слово.

    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-8.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif
    А вот это было круто! (фото MEMBRANA). Однако с ходьбой дело у андроида не заладилось. Слишком скользким оказался чёртов ламинат (ему бы ковёр, наверное, больше подошёл), но несколько шагов с полным отрывом ног от пола у Robovie-M всё же получилось сделать. Нормально!

    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-9.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Руки в стороны, ноги на ширине плеч! (фото MEMBRANA). Фотосессия в разгаре, одна демонстрация с помощью скрепки сменяет другую, ещё, ещё и тут – бац. Обездвиженный робот снова на спине. "Демка закончилась, Александр Фаритович!" – показываем мы свою осведомлённость. "Нет, ребята, это аккумулятор сел", — Пермяков явно расстроен: получасовой ресурс Robovie-M выработал, а зарядное устройство осталось где-то на другом конце Москвы.


    Что выгодно отличает 2-килограммового Robovie-M от распространённых роботов-игрушек, так это 22 сервопривода, те самые "чёрненькие кирпичики", один из которых заменяет андроиду голову (он поворачивает плечевой пояс). Больше степеней свободы, пожалуй, только у единичных экземпляров сравнительно больших и очень сложных андроидов, типа ASIMO, стоящих миллионы (фото MEMBRANA). Однако мы не расстраиваемся, ведь в принципе увидели всё, и несколько раз. К тому же пришло время расспросить руководство "Андроидных роботов" о том, зачем было ехать в Японию, покупать там за немалые деньги изделие корпорации Vstone, везти его в Россию, переводить с иероглифов всю документацию, вручную собирать андроида (он продаётся в виде конструктора), программировать его и так далее. Не из любви же к искусству, в самом деле?

    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-11.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Увы-увы, "электричество кончилось" (фото MEMBRANA). Оказалось, так фактически и есть. Александр Пермяков по-настоящему "болен" роботами, всерьёз и надолго. "Будущее за человекоподобными роботами, все остальные ветви тупиковые", — его слова. Ездит он по всему миру на выставки, соревнования, следит за новостями, напрямую связывается с зарубежными фирмами, подписывает с ними соглашения и заключает контракты. Так узнал он и о продукции Vstone, дождался выпуска "самого крутого", третьего, поколения и первым привёз его в Россию.

    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-12.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Гендиректор "Андроидных роботов" — такая у Александра Пермякова должность (фото MEMBRANA).

    На пробу Robovie-M взяли в суровой базовой комплектации. Можно, конечно, и камер, и датчиков-сенсоров, и памяти, и "кожи" докупить – но это баловство, по большому счёту. А цель покупки была, можно сказать, двойная. Во-первых, узнать, до чего дошёл прогресс, и как с ним "бороться" (надо сказать, что специалисты "АР" разгадали "Код Robovie-M"), а во-вторых, популяризировать робототехнику в России, как ни пафосно это звучит. Разве может возникнуть популярность, если люди не знакомы с потенциальной "звездой"?



    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-13.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Для постановочного кадра мы использовали цветочный горшок (фото MEMBRANA). "В-третьих, перепродать и заработать", — может добавить читатель, но Пермяков говорит, что, хотя и купил одного такого андроида Уфимскому радиотехническому колледжу, где его из конструктора собирали две недели (это обученные-то люди!), никаких коммерческих иллюзий в случае с нынешним поколением Robovie-M он не испытывает. Поэтому мы, без обид со стороны "АР", можем ругать робота последними словами, если за дело.

    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-14.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Между делом показали андроиду свой сайт. Он, кажется, не оценил (фото MEMBRANA). Может, поругать, действительно? Сказать по правде, ожидали мы от робота большего, думали, раз он такой "продвинутый", увидеть робототехническое чудо. Ан нет, с ума не сойти. Не такой примитивный, как Robosapien, но всё равно — особо размечтавшихся из нас этот тест-драйв несколько осадил – если это вундеркинд среди роботов, то что же остальные?! И вообще, как вы поняли, это был всё-таки не тест-драйв, так как драйва (в смысле управления), собственно, и не было. Даже если бы из "АР" привезли компьютер, вряд ли бы мы увидели что-то иное. Такой вот он, Robovie-M в "базе" – на что ты заранее его запрограммировал, то он и будет послушно делать. Но оправдывает ли он вложенные в него $4 тысячи с лишним?



    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-15.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Фотографируя робота у раскрытого окна, мы чуть не попали на $4 тысячи. Шестой этаж, всё-таки (фото MEMBRANA). Думается, что да. Ведь как бы всё происходило бы, будь мы рядовым покупателем этого робота? Мы бы принесли домой коробку с аккуратно уложенными деталями, из которых бы медленно, кропотливо и осторожно собирали своими руками настоящего андроида — для настоящих моделистов-конструкторов это о-го-го какое большое удовольствие. Между прочим, продажа роботов в виде так называемых кит-комплектов имеет ещё один, не всеми понимаемый смысл. Если покупаешь готового андроида, то возникают законные опасения: "Чёрт его знает, этого робота, не прирежет ли он меня спящего тёмной ночью?". Конструктор эту проблему решает – покупатель сам собрал андроида, знает, как и из чего, понимает, чего ждать.



    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-16.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Мы знаем, о каком словце вы подумали (фото MEMBRANA). Ладно, отвлеклись. Потом, после сборки, мы бы так же, вручную, робота тщательно программировали, "обучая" различным последовательностям движений. И в итоге, уверены, ликовали бы, когда Robovie-M исполнил бы наши приказы. Далее мы приобрели бы дополнительные "прибамбасы", и андроид обрёл бы зрение, стал бы "ощущать" препятствия и наше присутствие, слушаться голосовых команд. Увы, у редакции "Мембраны" на всё это просто нет времени. Выбор жёсткий: если "усыновляем" Robovie-M, то закрываем на долгое время журнал. Другое дело – образовательные учреждения, в которых дети, взаимодействуя с таким или подобными андроидами, получили бы очень ценные знания и навыки, вооружившись которыми построили бы... Даже страшно представить, что они были бы способны построить.



    http://www.membrana.ru/images/articles/1154515300-17.jpeg
    http://www.membrana.ru/images/1.gif
    Неплохой снимок для оценки размеров Robovie-M. Он и впрямь небольшой: 290 х 240 х 65 мм (фото MEMBRANA). Александр Пермяков со своими "Андроидными роботами" как раз над этим и работает – внедряет человекоподобные машины в образовательную среду. Он, кстати, организует Открытый чемпионат России по боям роботов-андроидов (17-21 октября, Москва, ВВЦ). И мы попозже попросим у него на тест-драйв ещё что-нибудь. Стреляющих роботов у "АР", правда, нет. Но даже если бы и были, мы не смогли б их испытать – охрана не пропустит, у нас с этим строго.


  • Атомный кризис в Японии: по словам ученых, землетрясение угрожает АЭС
    Лео Льюис
    Как сообщили вчера сейсмологи, крупнейшая атомная электростанция в мире расположена прямо на линии тектонического разлома, где на этой неделе произошло землетрясение, вызвавшее утечку радиоактивных веществ. Известие о том, что станция в Касивадзаки может пострадать от новых подземных толчков, спровоцировало кризис в японской атомной энергетике. Сейсмологи рекомендовали закрыть до трети всех АЭС в стране – в общей сложности их 55 – для проведения проверок.

    Ученые установили, что подземные толчки угрожают не только электростанции в Касивадзаки – кроме того, существует непосредственная угроза одной из старейших АЭС в Японии. Специалисты потребовали ее немедленного закрытия.

    Бывший глава государственного управления по прогнозированию землетрясений сообщил The Times, что электростанция в Сидзуоке подвергается значительному риску и что специалисты по атомной энергетике призывают остановить ее работу.

    Профессор Токийского университета Кийо Моги, бывший глава японской Координационной комиссии по прогнозированию землетрясений, заявил, что "в настоящий момент сложно сказать, сколько атомных электростанций придется остановить". "Но могу сказать, что АЭС в Хамаоке и Сидзуоке необходимо остановить немедленно", – добавил он.

    Опасность, грозящая АЭС в Касивадзаки, стала очевидной после произошедшего в понедельник землетрясения, в результате которого перевернулись сотни емкостей с ядерными отходами. Многие из них под действием подземных сил раскололись. Мэр города приказал остановить всякую работу на станции на неопределенное время. На время землетрясения станция уже была остановлена.

    По мнению аналитиков, данная остановка, а также угроза разрушения множества атомных станций по всей стране предвещают "жаркое лето и отключения электричества" в центральных районах Японии. Нехватка энергии скажется на работе предприятий и учреждений по всему региону. Япония, практически не имеющая запасов нефти и газа, 33% электричества получает за счет атомных электростанций. К 2010 году правительство планирует увеличить эту долю до 40%.

    Известия об уязвимости Касивадзаки для землетрясения значительно подорвали доверие к Верховному суду Токио и Национальному институту передовых технических наук и технологий – правительственной организации, которая в своем исследовании сообщала, что разлом проходит в 15 км (9 милях) от АЭС.

    В 2005 году группа местных жителей, опасавшихся возможных последствий крупного землетрясения, потребовала отозвать у станции в Касивадзаки лицензию на строительство нового реактора. Тогда Верховный суд Токио не согласился с заявлениями истцов о том, что под станцией проходит тектонический разлом. Как заявил суд в своем решении, образование, которое местные жители называли разломом, "не может быть приравнено к разлому и не способно вызывать землетрясения". Вчера эксперты по атомной энергетике заявили, что нынешнее открытие может значительно изменить ситуацию с обеспечением безопасности всей атомной промышленности Японии. По их словам, не исключена необходимость приостановить около трети из 55 АЭС в стране. Они смогут продолжить работу лишь после обеспечения необходимой защиты от подземных толчков.

    Токийская электроэнергетическая компания (Tepco) дала на вопрос о землетрясении и его последствиях путаный ответ. Это вынудило генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи потребовать от Японии проведения полной проверки электростанции. "Японии необходимо полностью обследовать структуру, системы и детали реактора", – указал он и предложил направить для оказания помощи группу экспертов МАГАТЭ.

    Доктор аль-Барадеи выразил растущее беспокойство в связи с тем, что Tepco может не знать либо скрывать размеры ущерба, нанесенного АЭС в Касивадзаки: "Я надеюсь на полную открытость Японии при расследовании данного инцидента". В числе проблем, обнаруженных инспекторами в Касивадзаки, оказался ряд утечек радиоактивных веществ, пожар, падение 438 емкостей с отходами низкой радиоактивности. Мэр города Касивадзаки Хироси Аида заявил, что собственное расследование, проведенное мэрией, выявило, что земля, на которой построена станция, деформирована и местами просела.

    Японское правительство подвергло суровой критике недостаточно четкий ответ Tepco.

    Акира Фукусима, заместитель генерального директора по вопросам ядерной безопасности, заявил: "Мы считаем, что отчет Tepco явно запоздал, и это крайне серьезно".




    Энергетический голод




    - 80% потребностей в энергии Япония покрывает за счет импорта.

    - Программа по развитию атомной энергетики в стране была запущена в 1954 году. Первый промышленный реактор модели 160MWe был ввезен из Великобритании и начал работу лишь в 1966 году.

    - Нефтяной кризис, разразившийся в 1973 году, выявил недостаточную защищенность японской экономики и привел к расширению ядерной программы.

    - Япония занимается разработкой новых реакторов для их использования внутри страны и продажи на экспорт.

    - Японское агентство по атомной энергии было создано в 2005 году в результате слияние нескольких управлений. Его штат составляет 4,4 тыс. человек, а годовой бюджет – 161 млрд иен (640 млн фунтов).

    - 55 реакторов, имеющихся в Японии, вырабатывают около трети электричества в стране. К 2014 году планируется повысить эту долю до 41%.


  • Made in China: отравленная еда, поддельные лекарства и токсичная краска
    Джонатан Уоттс
    Крупнейший в мире экспортер столкнулся с глобальным кризисом доверия: низкое качество очень многих товаров тамошнего производства вызывает скандал за скандалом

    Китаю угрожает глобальный кризис доверия потребителей: организация, контролирующая безопасность для здоровья пищевых продуктов китайского производства, на этой неделе признала, что почти одна пятая отечественной продукции, которую она инспектирует, не отвечает даже минимальным стандартам. После того как в США разразилась серия скандалов, связанных с вредными добавками, крупнейшая в мире страна-экспортер всеми силами пытается доказать, что сильна не только количеством, но и качеством товаров. За первую половину 2007 года 19,1% товаров, произведенных для внутреннего рынка, оказались не соответствующими стандартам, сообщило в официальном заявлении, распространенном во вторник, Генеральное управление контроля качества, инспектирования и карантинов. Среди продукции небольших фирм доля брака составляет почти 30%.

    "И это не отдельные случаи", заявил государственным СМИ Хан Йи, возглавляющий в вышеупомянутом управлении департамент контроля качества и инспектирования. Его беспокойство подтверждается заявлениями других официальных лиц: они сообщают, что в больницах найдены сотни пузырьков с поддельной сывороткой крови человека, а при анализе детского питания обнаружено, что в нем превышено содержание добавок и консервантов. 50-летняя предпринимательница Ши Йин говорит, что из-за беспокойства о безопасности продуктов для здоровья ей трудно что-либо выбрать в магазине: "Я не рискую питаться рыбой с рыбозаводов или мясом с ферм, так как большую часть скота и рыбы кормят гормональными таблетками для ускорения роста или накачивают вредными добавками. Овощей я тоже побаиваюсь – а что, если они загрязнены пестицидами? Даже питьевую воду я выбираю тщательно, так как она может содержать тяжелые металлы".

    Хотя Ши живет в Шэньчжэне, одном из самых современных городов Китая, она стала выращивать овощи сама и ограничила потребление мяса, а воду пьет только бутилированную, производства уважаемых фирм, либо из колодца в своей семейной усадьбе. Когда Ши все же приходится совершать покупки в магазине, она ставит безопасность выше патриотизма:

    "Я думаю, что импортные продукты не столь опасны. Я доверяю продуктам из США, Европы и Японии, даже если они не такие свежие, – ведь эти страны заботятся о своей окружающей среде. Иногда, когда я вижу, как иностранцы уплетают сырой салат в китайских ресторанах, мне становится за них страшно".

    Хотя самые вопиющие нарушения имеют место на внутреннем рынке, резонанс чувствуется и за пределами Китая. Эта страна заполняет дешевыми товарами полки в магазинах сетей Wal-Mart, Tesco и Sainsbury's. Но вместе с присутствием Китая на мировых рынках возрастают и опасения, которые вызывает безопасность китайских товаров.

    Все началось с волны загадочных смертей собак и кошек в США в этом году, причиной которой впоследствии было объявлено некачественное питание для домашних животных, импортированное из Китая. Затем в США и Великобритании были отозваны из магазинов более 1 млн игрушечных поездов брэнда Thomas & Friends, покрашенных токсичной краской на основе свинца, – опять же китайской. Затем в США не допускалась к продаже пиротехника для традиционных фейерверков на День независимости – эти ракеты летят в непредсказуемых направлениях, что весьма опасно.

    Большая часть этих скандалов произошла в США, где безопасность пищевых продуктов стремительно превращается в стержень торговой войны между крупнейшим мировым производителем и крупнейшим мировым потребителем.

    "Полагаю, мы пришли к точке, когда ярлык "Made in China", к сожалению, воспринимается в США как предостережение об опасности", – недавно заявил сенатор, член Демократической партии Ричард Дёрбин. Проблема также была первостепенной в повестке дня недавних переговоров между секретарем Казначейства США Генри Полсоном и вице-премьером Китая Ву Йи.

    Другие страны также выражают беспокойство. В прошлом году Питер Мандельсон, комиссар ЕС по торговле, заявил, что европейские таможенники конфисковали поддельные противозачаточные таблетки и лекарства для ВИЧ-инфицированных, поступившие из Китая. По словам Мандельсона, в Китае производится половина контрафактных товаров, выявляемых в ЕС.

    Япония тоже призвала к повышению норм безопасности товаров для здоровья. Сингапур, Австралия, Панама и Доминиканская Республика отозвали из продажи миллионы тюбиков зубной пасты китайского производства, которая, по некоторым данным, содержала опасную долю диэтиленгликоля – токсичного вещества.

    Пока неясно, увеличивается ли реальное число опасных товаров, или просто дело в том, что в период растущей напряженности в торговых отношениях подобные факты получают большую огласку. Но угроза, нависшая над китайским бизнесом, разрастается.

    Попытавшись умерить беспокойство, власти вчера заявили, что работают над новыми нормами безопасности для средств, предназначенных для ухода за зубами и полостью рта. Пекин также пообещал пересмотреть систему инспектирования других товаров. В июне власти обнародовали свой первый пятилетний план повышения безопасности пищевых продуктов и лекарств. В первой половине текущего года они закрыли 180 пищевых комбинатов и конфисковали тонны сладостей, солений, печенья и морепродуктов, загрязненных формальдегидом, запрещенными красителями и парафином.

    Однако к властям высказываются нарекания – дескать, они реагируют, да и то с опозданием, на скандалы, вместо того, чтобы бороться с коренными причинами: недоверием к нормам безопасности, принятым в стране, где экономический курс направлен прежде всего на извлечение прибыли, а политическая система отличается скрытностью и не отчитывается перед обществом.

    Официальная реакция, для которой характерны отрицание фактов и поиск "козлов отпущения", не способствует доверию общества к властям.

    "Полагаю, было бы лучше, если бы СМИ перестали раздувать эту тему", – заявил на этой неделе пресс-секретарь министерства иностранных дел Цзинь Ган. В июне бывший глава управления по контролю за продуктами и лекарствами Китая Чжэн Сяою был приговорен к смертной казни за то, что принимал от фармацевтических компаний взятки на общую сумму в 6,5 млн юаней (425 тыс. фунтов) для одобрения новых лекарств.

    Но уверения прессы звучат неубедительно. "Более 80% китайской продукции отвечают нормам", – сообщила вчера газета Business Daily. Это не ирония, а констатация того факта, что по сравнению с прошлогодними показателями достигнут прогресс.

    Безопасность потребителей, наряду со здоровьем населения и окружающей средой, стала одной из самых страшных жертв безудержной жажды наживы. По-видимому, это сильнее сказалось на внутреннем рынке Китая, чем на международном, так как стандарты для экспортной продукции выше тех, что применяются к товарам, предназначенным для продажи в самом Китае. В июне инспекторы пищевых продуктов сообщили, что парафин, запрещенные красители, формальдегид и канцерогенные ингредиенты обнаруживаются в продукции нелицензированных и малых фирм.

    Были также скандалы, связанные с поддельными или некачественными лекарствами. Прошлым летом 11 человек умерли от антибиотиков, содержавших диэтиленгликоль – токсичное вещество, используемое в промышленности. В 2005 году в провинции Гуандун два мальчика умерли от бешенства, так как им ввели неправильно изготовленную вакцину. А еще за год до этого как минимум 50 младенцев в провинции Аньхой скончались, а у более чем ста развилась дистрофия, так как их кормили поддельным детским питанием: некоторые порции содержали лишь 6% витаминов, минералов и белков, необходимых детскому организму.


  • Китай: 750 тысяч умерших от смога
    Фередико Рампини
    750 тысяч преждевременных смертей: такую массовую гибель людей ежегодно провоцирует в Китае смог. Эти данные содержатся в детальном исследовании, проведенном Всемирным банком о вреде, который наносится загрязнением окружающей среды в самой большой стране планеты. Вернее сказать, содержались. Эта цифра и треть всего доклада были подвергнуты цензуре. Само китайское правительство обратилось во Всемирный банк с требованием изъять из документа тревожные выводы. Об этом факте сообщила Financial Times, в распоряжении которой оказался первоначальный вариант исследования. Свыше 60 тысяч преждевременных смертей стали следствием загрязнения вод, которое приводит к распространению эпидемий диареи, желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных заболеваний печени и почек. "Всемирному банку было заявлено, что эти данные нельзя распространять, поскольку они могут спровоцировать реакцию общества",- заявил на условиях анонимности один из руководителей международного института. Требование китайских властей подтверждает, что ухудшение состояния окружающей среды превращается в бомбу с часовым механизмом и ставит режим Пекина перед необходимостью принятия срочных решений ради будущего развития экономики и сохранения поддержки со стороны населения. Впервые научное исследование подводит такой точный итог губительного воздействия на человека загрязнения окружающей среды в Китае. Методология, использованная экспертами Всемирного банка, кажется безукоризненной. Авторы использовали критерии, принятые во всем мире по указанию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Уровень атмосферного загрязнения измеряется путем определения концентрации токсичных частиц в воздухе, которым мы дышим. ВОЗ установила предельную для выживания концентрацию в 20 микрограммов. Всего 1% китайцев, проживающих в больших городах, дышат воздухом с содержанием менее 40 микрограммов токсичных частиц. 58% крупных китайских городов вдыхают воздух, содержащий свыше 100 микрограммов токсичных частиц.

    Если цифра в 750 тысяч является абсолютной новостью, то загрязнение окружающей среды Китаем уже давно находится в центре внимания международного сообщества. В прошлом месяце стало известно, что в 2006 году Китаю досталась черная майка лидера среди основных виновников глобального потепления. Китай оставил на втором месте Америку, за которой следует Европейский союз, Россия, Индия и Япония. Данные за 2006 год были собраны независимыми учеными под эгидой Netherlands Environment Assessment Agency, нидерландской структурой по вопросам окружающей среды. Ученые подсчитали, что Китай выбросил в земную атмосферу 6,2 млрд тонн окиси углерода, что на 8% превышает показатель предыдущего года. К такому результату привело постоянное наращивание производства электрической энергии. Это следствие модернизации экономики азиатского гиганта: растет число фабрик и строительных площадок, возрастает потребление, связанное с массовой урбанизацией. Чтобы удовлетворить бум потребности в электроэнергии, в последние пять лет Китайская Народная Республика увеличила парк своих электростанций на 150%. В ближайшие пять лет Китай откроет 550 новых ТЭЦ, иными словами, достигнет эквивалента, равного числу электростанций во всем Европейском союзе. Две трети ТЭЦ работают на угле, самом экологически вредном в плане выборов CО2 топливе: в прошлом году Китай сжег 1,2 млрд тонн угля. Если судить по темпам роста китайской экономики, то через 25 лет КНР будет выбрасывать в атмосферу в два раза больше углекислого газа, чем все другие промышленно развитые страны вместе взятые: Соединенные Штаты плюс Европа, Япония и Канада.

    Цензура, наложенная китайским правительством на доклад Всемирного банка, соответствует позиции Китая в отношении целей Киотского соглашения. Пекин занимает своеобразную позицию: он подписал Киотский протокол, воспользовавшись статьей, которая не устанавливает для стран с развивающейся экономикой жестких пределов выбросов. Действительно, если загрязняющий потенциал рассчитывать по индивидуальной схеме, то выбросы на душу населения в Китае составляют лишь пятую часть от средних показателей ОБСЕ (страны давней индустриализации, к которым относятся США и Европейский союз). Но по своим демографическим масштабам – 1,3 млрд жителей – показатели экономического роста Китая уже сейчас являются лидирующими. Качество жизни очень быстро становится приоритетной задачей для среднего класса, населяющего крупные города. Политическая дилемма, сдерживающая китайское руководство, связана с природой развития страны: Китаю удалось поддерживать темпы роста ВВП, превышающие 10% в год, превращаясь в "фабрику планеты". Крупномасштабная индустриализация гарантирует работу 15 млн крестьян, которые ежегодно перебираются в города. Но если городской воздух убивает, то эта экологическая проблема рискует подорвать твердую базу народной поддержки в отношении режима.



    04 июля 2007



  • В Хиросиме получены живые прозрачные лягушки


    Теперь опыты над лягушками станут не только намного эффективнее, но и гуманнее (фото с сайта iza.ne.jp).

    В университете Хиросимы (Hiroshima University) биологи из исследовательской команды под руководством профессора Масаюки Сумида (Masayuki Sumida) вывели лягушек, у которых можно увидеть внутренности невооружённым глазом прямо через кожу.

    По словам Сумиды, для получения столь необычных созданий сначала учёные скрестили пару коричневых японских лягушек (Rana japonica) с генетической мутацией, из-за которой кожа квакушек становится прозрачной. Затем они провели эксперименты по селекции их потомства и, в конечном счёте, вывели такую вот "прозрачную" лягушачью породу.

    Кожа получившихся амфибий сохраняет прозрачность на протяжении всего их жизненного цикла.

    Таких зверьков Сумида решил сделать вовсе не ради развлечения. Ведь в ходе определённых экспериментов с лягушками их приходится препарировать, чтобы рассмотреть изменения, происходящие с внутренними органами. Естественно, из-за этого животные погибают, и дальнейшее их изучение становится невозможным.

    Но если использовать в опытах лягушек с прозрачной кожей, то необходимость вскрытия отпадает, а значит, их можно исследовать дольше и детальнее.

    Сумида утверждает, что больше всего эти лягушки пригодятся в изучении различных заболеваний (например, рака), роста и старения внутренних органов, а также воздействия на них химических веществ.

    Подробности эксперимента были изложены учёными на недавнем съезде зоологического общества Японии (Zoological Society of Japan).

    Кроме того, исследователи похвастались, что могли бы сделать некоторые участки генов этих лягушек флуоресцирующими, в результате чего R. japonica могли бы светиться в темноте. Но и это тоже не ради забавы — это свечение могло бы показать, какие гены работают в тот или иной момент.


  • Японские мосты накопят летнее тепло для безопасной зимы


    Монтаж труб под дорожным полотном на мосту Саваи проходил в прошлом году (фото с сайта treehugger.com).

    Специалисты из японского исследовательского центра технологий снегоуборки (Snow Management and Construction Technology Research Center of Fukui), а также университетов Фукуи (Fukui University) и Осаки (Osaka University) создали систему, которая позволяет отказаться от снегоуборки на мосту, так же, как от использования на его проезжей части противогололёдных реагентов.

    Снег и особенно лёд на автомобильных мостах — это проблема более важная, чем на многих других участках дороги. Из-за большего уклона даже лёгкая наледь здесь опаснее, чем на обычной трассе. Вместе с тем применение здесь большого количества химических реагентов не только дорого, но и наносит ущерб покрытию и конструкции моста.

    Группа учёных и инженеров из Snow Management Center и университетов-партнёров разработала технологию, позволяющую, по меньшей мере, в начале зимы вообще избегать очистки снега и наледи на дороге. Первая такая система уже монтируется на мосту Саваи (Saiwai Bridge), что перекинут через реку Асува (Asuwa) в городе Фукуи (Fukui).




    Схема системы накопления тепла про запас (иллюстрация с сайта treehugger.com). В толще дорожного полотна здесь размещены сотни трубок с теплоносителем. Они связаны через циркуляционный насос с набором из 378 скважин (установленных в 42 ряда и 9 столбцов), пробуренных в толще грунта на берегу реки. Скважины отстоят друг от друга на 1,5 метра.Летом насос будет включаться автоматически, когда асфальт под лучами солнца прогреется до высокой температуры. Эта энергия будет перекачиваться под землю.

    Расчёты показывают, что за лето солидный блок грунта размером 15 х 64,5 х 23 метра (он пронизан теми самыми скважинами) прогреется до 35 градусов Цельсия, и далее до самого декабря он будет сохранять достаточно высокую температуру, чтобы мост мог растапливать выпадающий снег, прокачивая жидкость через это подземное хранилище летнего тепла.

    Учёные отмечают, такая система экономит большое количество энергии и, соответственно, сокращает выбросы парниковых газов, в сравнении с прежним применением для растапливания снега электричества. Сходная по принципу работы система, к слову, в Британии проходила испытания в 2005-2007 годах.



  • Этот камень на возвышенности, очевидно, использовался для проведения ритуалов. Возможно, и для жертвоприношений (фото Santh Faiia). Японская Атлантида входит в историю с подводными камнями


    Эти подводные строения не зря называют Атлантидой Японии. Тут был город: от него остались следы террас, бассейна, театра, часть человекоподобной статуи… Погрузился ли он в пучину, как и Атлантида, из-за гнева богов, уничтожив всех жителей, или же древние люди умели дышать под водой — неизвестно. К счастью, сейчас учёные находят силы ответить на этот непростой вопрос.



    История этого сооружения уходит корнями в глубокую древность на многие тысячелетия. Сейчас от него остались лишь руины, однако оно не разрушено вдребезги. Оно не сокрыто под толщей почвы — остатки таинственного города лежат на морском дне недалеко от японского острова Йонагуни (Yonaguni) архипелага Рюкю (Ryukyu), и к ним может подобраться любой аквалангист. Однако обстоятельства сложились так, что современному человечеству город открылся совсем недавно.В 1986 году один из местных пловцов обнаружил на дне моря странные ровные блоки, явно кем-то вырезанные в породе. Они обработаны так тщательно, что на момент открытия никаких сомнений в их искусственном происхождении ни у кого не возникло.




    Грибов тут нет, не ищите (фото Robert Schoch, Santh Faiia). Интересно, что это место издалека выглядит как ступенчатая возвышенность, напоминающей какую-то древнюю перуанскую пирамиду. Это в целом. А если рассмотреть руины детально, то среди них можно найти как множество мест культовых действ, так и конструкции, предназначенные для светской жизни — например, бассейн.Ага! Так вот, значит, она, Атлантида! Она?! Не она…




    Некоторые аквалангисты впадают в священный трепет при виде монолита. Это говорит о многом (фото Kihachiro Aratake, Karl Vandenhole). Это совсем не то место действия, о котором рассказывал Платон, повествуя о сказочной Атлантиде. Пока нет полной уверенности, где именно был тот самый остров, ушедший под воду, однако доподлинно известно, что находился он в Атлантическом океане. А Йонагуни находится в Восточно-китайском море и относится к другому океану — Тихому.


    Ступени — особенность, которая, пожалуй, больше всего доказывает причастность человека к возникновению комплекса (фото Masaaki Kimura). Одним из первых этим грандиозным открытием заинтересовался Масааки Кимура (Masaaki Kimura), геолог из университета Рюкю (University of the Ryukyus). Он подошёл к изучению каменной структуры на научном уровне.


    Сцена. Кто на ней выступал — неизвестно (фото Santh Faiia). Масааки Кимура потратил более 15 лет на тщательные измерения подводного города. В результате этих усилий он смог сделать макет этого древнего поселения.По мнению Кимуры, этому городу от 3 до 10 тысяч лет. Но кто занимался таким грандиозным зодчеством — неизвестно.




    Сфинкс. Кто бы спорил? (фото Santh Faiia). Поначалу учёный предположил, что монолит возник из-за какой-нибудь игры природы. Однако вскоре он передумал: понял, что это дело чьих-то рук. Такой вывод он сделал не только из-за правильности форм глыб. В этом его убедили также некоторые находки.












    Тоннели. Как-то не очень верится в то, что они могли быть "вырезанными" течением (фото Santh Faiia). В частности, Масааки обнаружил следы резьбы на камне, примитивные буквы, а также скульптурные образы: некоторые глыбы, по словам учёного, изображают фигуры животных и даже людей.


    Эту фигуру, вырезанную древними художниками, иногда сравнивают с птицей, иногда — с черепахой. Разница, впрочем, не принципиальная: и то, и другое — сакральные животные (фото Santh Faiia). Кстати, Кимура сказал, что некоторые из повреждённых изваяний он смог частично реконструировать в своей лаборатории. Особенности резьбы, по мнению учёного, свидетельствуют о том, что скульптуры изготовлялись в Азии. Но ничего более конкретного насчёт их классификации с искусствоведческой точки зрения нет.


    Обратите внимание на этот канал. Кажется весьма сомнительным, что такая необычная поверхность могла сформироваться в результате случайных воздействий (фото Santh Faiia). Кроме того, в этом городе есть тоннели, шахты, каналы, не говоря уже о многочисленных ступенях — всё это делалось далеко не примитивными людьми. Кимура не одинок в своей убеждённости в том, что у острова Йонагуни находится одно из мест, самых интересных как для истории, так и для археологии.


    Голова человека или, вероятно, божества (фото Santh Faiia). Тем не менее, сколько бы ни приводилось доводов в пользу человеческого, можно сказать, высокоразвитого человеческого происхождения конструкций, находятся те, кто оспаривает эту идею. Если попробовать принять их точку зрения, то получится, будто бы все эти глыбы и даже скульптуры получили свою форму всего-то благодаря случайной игре природы — особенностям течения воды, колебаниям её температуры и состава.

    [img]http://www.membrana.ru/images/articles/1190390600-8.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif[/img]
    Бассейн (фото Santh Faiia). Один из самых известных скептиков — Роберт Шох (Robert M. Schoch), профессор Бостонского университета (Boston University). Он посещал эти руины, внимательно изучал их и не обнаружил в них ничего "человеческого".

    [img]http://www.membrana.ru/images/articles/1190390600-9.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif[/img]
    Масааки Кимура рассказывает о том, что в фольклоре Окинавы есть поверье о земле богов, находящейся в океане, на которой царит счастье. Учёный уверен в том, что монумент Йонагуни (конечно, когда не находился под водой) был предназначен для почитания тех самых божеств (фото Santh Faiia). Он подчёркивает, что монолит состоит из разновидности песчаника, а этот камень имеет тенденцию растрескиваться вдоль плоскостей. Отсюда и ровные линии, острые углы, поверхность в виде кирпичной кладки и тому подобное. А если принять во внимание такой фактор, как повышенная сейсмическая активность района, то большая "растрескиваемость" породы вовсе неудивительна.

    [img]http://www.membrana.ru/images/articles/1190390600-10.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif[/img]
    Масааки Кимура и Роберт Шох вовсе не враги (фото с сайта morien-institute.org). Похоже, аналогичной точки зрения, увы, придерживаются и представители власти Японии. Они не признают в древнем монументе никакой культурной ценности. И, естественно, они отказываются заниматься какой-либо поддержкой исследователей наследия неизвестного народа, обосновавшего удивительный каменный город.

    [img]http://www.membrana.ru/images/articles/1190390600-11.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif[/img]
    Макет и прорисовка безымянного подводного города (фото с сайта erdexpansion.de). Из-за этого изучение подводных строений идёт очень медленно. Пока так и неизвестно, как город оказался под водой. Очевидно, причина в неком катаклизме — по всей видимости, в каком-то цунами, случившемся, по оценке Кимура, около 2 тысяч лет назад. Но насколько сильной была катастрофа — пока неясно.

    [img]http://www.membrana.ru/images/articles/1190390600-12.jpeg[/img][img]http://www.membrana.ru/images/1.gif[/img]
    Как ни странно, но в районе этого культового комплекса не обнаружено никаких орудий, черепков и тому подобного (фото Robert Schoch). Остаётся надеяться, что эти загадки рано или поздно разрешатся, и нам станут известны некоторые интересные факты прошлого. А, может быть, и будущего… Как знать — что хранят тяжёлые молчаливые камни таинственной цивилизации?



  • Возможно, для уборки от снега основных магистралей способностей этого робота не хватит, но для тротуаров и дворов – в самый раз (фото Research & Development Inc.). Робот-покемон глотает снег широким ртом


    Зима в префектуре Ниигата приносит обильный, тяжёлый снег, который доставляет немало проблем жителям городов. Нельзя сказать, что уборка замёрзшей воды сваливается как снег на голову. Однако очистка тротуаров отнимает немало сил. Но японцы не были бы японцами, если б не приспособили для борьбы со снегом робота.



    Небольшой аппарат по имени Yuki-Taro передвигается по городу на гусеницах и заглатывает снег в свою пасть. Передвигается машина совершенно автономно — благодаря спутниковой навигации GPS и карте она точно знает, где находится. А две видеокамеры в "глазах" робота позволяют ему осматривать окрестности и вычислять своё положение относительно препятствий.Робот определяет свою цель, то есть снег, подползает к ней и заглатывает, порция за порцией. Со своей неспешной скоростью 5 метров в минуту машина не представляет опасности для пешеходов. Но она сразу захватывает полосу, шириной 95 сантиметров, так что за день может убрать приличную территорию.

    Никакого пульта дистанционного управления не требуется. Всё что нужно роботу — эпизодическая зарядка его 48-вольтовых аккумуляторов. А ещё — указание относительно судьбы снега.




    Длина робота равна 1,58 метра, ширина 0,95 метра, высота 1,05 метра (полная) и 0,75 метра (по крышу корпуса). Вес Yuki-Taro составляет 400 килограммов (фото с сайта mytown.asahi.com). Да, а что, собственно, делает робот со снегом? Это, пожалуй, самое интересное. Выбрасывать его в сторону было бы не слишком удобно. Расчищенные узкие дорожки на тротуарах на фоне сугробов высотой с человеческий рост — не самое лучшее решение. Когда снегопады действительно сильны, снег нужно куда-то вывозить. Кстати, Ниигата расположена к северу от Токио. И снегопады тут – вовсе не редкость.И вот японцы додумались до изящного решения — маленький робот при помощи шнека и ещё каких-то деталей в своём чреве трамбует снег и выдаёт сзади аккуратные снежные брикеты, складывая их на подставку. Один на другой.



    Робота демонстрировали публике и летом, для чего специально набрасывали снега из снежной пушки (фотографии Research & Development Inc.). Каждый такой блок имеет размер 50 х 30 х 12 сантиметров, а весит от 12 до 14 килограммов. Склад для снежных блоков, закреплённый в задней части машины, способен нести нагрузку до 100 килограммов, то есть — 7-8 брикетов.

    А когда этот склад наполняется, Yuki-Taro отвозит стопку в указанное людьми место и разгружает брикеты. Позже их заберут рабочие.

    Что делать с этими блоками — тоже интересный вопрос. Рачительные японцы полагают, что их можно тоннами складировать в теплоизолированных помещениях — до лета, чтобы потом использовать как даровой источник холода для систем кондиционирования. Одним выстрелом двух зайцев, в общем.

    Механизм трамбовки снега и формирования прямоугольных блоков — вещь, конечно, оригинальная. Но, полагаем, куда больше сил было потрачено на "мозги" робота, на его систему ориентации в пространстве. Заметьте, от замысла до нынешнего образца у японцев ушло почти семь лет.



    Остроумный автор Pink Tentacle полагает, что после небольшой модернизации уборщик Yuki-Taro (в облике Пикачу) должен больше понравиться японцам (иллюстрация с сайта pinktentacle.com). Работали над Yuki-Taro несколько партнёров: Организация индустриальных разработок Ниигаты (Niigata Industrial Creation Organization), корпорация исследований и разработок (Research & Development), технологический институт той же Ниигаты (Niigata Institute of Technology), инженерный факультет университета Ямагаты (Faculty of Engineering, Yamagata University) и институт индустриальных исследований Ниигаты (Industrial Research Institute of Niigata Prefecture).

    Первый прототип такого робота был готов ещё в 2004-м, но до сих пор создатели машины что-то в ней меняют — то геометрию, то детали трамбующего снег механизма, то систему управления.

    В прошлом году Yuki-Taro завоевал престижный приз Good Design Award в разделе малых и средних проектов и категории "Новые границы в дизайне".

    Дизайн робота и впрямь симпатичен. Особенно в том варианте, когда "глаза" машины снабжены бровками, как на одном из снимков. Ещё антенна робота что-то напоминает. Уши или рога?

    С другой стороны, в нынешнем виде робот этот не идеален. И дело не во внешности, разумеется. Профессор Кацухиса Митобе (Kazuhisa Mitobe) из университета Ямагаты, участвовавший в работе над машиной, говорит, что если не будут сокращены размер, вес и стоимость производства Yuki-Taro, распространения робот не получит. Значит, нас ждёт аппарат, больше похожий на робот-пылесос? Не зря же японцы так любят разнообразных автоматизированных уборщиков.



    Subaru RoboHiter также использует спутниковую навигацию (фото с сайта china.nikkeibp.co.jp). Вот недавно огромный робот-пылесос, самостоятельно очищающий коридоры небоскрёбов, стал в Стране восходящего солнца роботом года, а одной из звёзд EXPO 2005 оказался робот Subaru RoboHiter — полностью автономный уборщик улиц.

    Исследователи ещё продолжают развивать проект. Они надеются сделать Yuki-Taro доступным для массового рынка. Предполагаемая цена — менее $8,3 тысячи.

    Причём, в значительной степени, авторы машины рассчитывают на внимание пожилых людей, которые пожелают избавить себя от трудоёмкой очистки собственных дворов.

    Да и не только старики будут рады появлению армии Yuki-Taro на улицах. В дни особенно сильных снегопадов в Японии на расчистку снежных заносов бросают солдат. Как в России – на борьбу с урожаем.


  • Найдены многочисленные окаменелости первых людей в Азии


    Лордкипанидзе показывает одну из находок (фото Georgian National Museum).

    Международная команда учёных, возглавляемая Давидом Лордкипанидзе (David Lordkipanidze) из грузинского национального музея (Georgian National Museum), обнаружила в городе Дманиси останки четырёх особей примитивного Homo erectus, датируемые 1,8 миллиона лет.

    Эти ранние гоминиды, возможно, были одними из самых первых людей, покинувших Африку, чтобы колонизировать остальной мир.

    Надо сказать, что участок в Дманиси был открыт ещё в 1990-х и до сих пор является богатым источником артефактов и окаменелостей начала плейстоцена. Однако до сих пор находки представляли собой, по большей части, черепа. Так что информации о строении остальной части скелета этих ранних людей у исследователей недоставало. До нынешнего открытия.



    Найденные в Грузии кости ранних гоминидов могут стать ключом к пониманию нашей эволюции (фото с сайта bbc.co.uk). Найденные останки — это различные фрагменты скелета подростка и трёх взрослых. Наличие сразу четырёх особей, живших в одно время и в одном месте — очень важно, поскольку по одному скелету трудно определить, является ли та или иная особенность (длина конечностей, например) присущей всему виду, или просто уникальной чертой данного экземпляра.

    Останки Homo erectus в Дманиси — самые древние из найденных за пределами Африки. Окаменелости этого вида (и примерно той же эпохи) найдены в нескольких местах в Азии и даже в Индонезии, но всё это разрозненные останки, и крайне немногочисленные. Здесь же учёные имеют дело с большим количеством костей от нескольких людей. Это большая редкость.

    Сейчас антропологи пробуют увязать найденные недавно кости с тремя черепами и несколькими фрагментами черепов, выкопанными на этом же участке ранее.

    Лордкипанидзе и его коллеги отмечают, что останки плечевых костей, предплечий, позвоночника и ног показывают, что те ранние люди были небольшими (весили около 50 килограммов и насчитывали около 150 сантиметров роста), но пропорции, туловища и конечности у них были подобны пропорциям у современного человека, а ноги были явно приспособлены к дальним переходам.

    Это отражает ожидаемые учёными изменения в виде: Homo erectus, жившие в более холодном климате, имели более короткие конечности в сравнении с сородичами, обитавшими в жарких районах, пишет Nature.

    Интересно, что новые останки показывают смесь примитивных и "продвинутых" особенностей строения скелета.

    Так если пропорции туловища и ног, а также — незначительная разница в размерах особей женского и мужского пола, делают гоминидов из Дманиси близкими к известным по другим участкам раскопок образцам Homo erectus и даже к Homo sapiens, то в небольших размерах мозга и примитивном строении верхних конечностей Homo erectus из Дманиси больше походят на своих предшественников Homo habilis и даже Australopithecus.

    Учёные ожидают новых находок, которые помогут им описать примитивного Homo erectus более детально.

    О нынешней же находке Лордкипанидзе и его коллеги рассказали в своей статье в Nature.


  • Японцы создали эффективный ударогасящий материал


    Сырое яйцо отправляют в полёт с крыши здания. Оно приземляется без малейших повреждений (кадры с сайта japanprobe.com).

    Токийская компания Geltec провела необычный тест своей новой продукции. Испытатели сбросили сырое яйцо на мат толщиной примерно в пару сантиметров (всего-то) с рекордной высоты в 22 метра. Яйцо осталось целым.

    Так проявил себя βGel (он же Beta Gel): мягкий материал, выполненный на базе силикона. Нетоксичный и непромокаемый, он хорошо поглощает микровибрации, так же, как и низкочастотные вибрации, а ещё — небольшие удары, "как никакой другой материал", сообщает компания.

    Свои свойства βGel сохраняет при температуре от минус 40 до плюс 120 градусов по Цельсию.

    На YouTube можно посмотреть ролик с испытанием мата из "Бета геля" при помощи сброшенного с крыши здания сырого яйца.

    βGel является новым и улучшенным вариантом αGel, который аккуратно "ловит" сырое яйцо с 18-метровой высоты.

    Свои гелевые маты самых различных размеров компания продаёт в качестве ударо— и виброгасящих прокладок и вставок в шлемы велосипедистов и мотоциклистов, перчатки и куртки для мотоциклистов, различные спортивные перчатки и обувь, матрасы и даже — как гасящие отдачу вставки в приклады и цевьё винтовок.



  • При разработке своих маленьких автомобилей Daihatsu всегда держала в уме скромный уровень выброса вредных веществ. В идеале он должен быть нулевым (фото Daihatsu). В чистое сердце машины зальют жуткую отраву
    Автомобиль, поглощающий ядовитое ракетное горючее, может стать реальностью, если японские инженеры доведут до ума оригинальную систему питания "зелёных" машин и экзотические топливные элементы. Авторы новации утверждают, что она безопасна и удобна в использовании. Противогаз можете не покупать.



    Гидразин и его производные – это очень сильные яды. Но поскольку это топливо – долгохранимое и не требующее особых условий содержания (кроме герметичности бака, конечно), а в сочетании с определённым окислителем ещё и самовоспламеняющееся, инженеры с радостью применяют его в качестве ракетного горючего. Особенно, в военных "изделиях".Ракетчиков не смущает даже то, что от паров соединений гидразина человека не может защитить даже противогаз (обычного типа). А вот что скажут автомобилисты, если их попробуют превратить в "ракетчиков" – это интересно.

    Но обо всём по порядку. Компания Daihatsu, совместно с японским национальным институтом передовых прикладных наук и технологий (AIST), разработала новый класс топливных элементов: не нуждающихся в платине, прямого действия, на гидразине. Называется такой элемент DHFC.

    Топливом для него служит гидразин гидрат (N2H4·H2O), довольно широко применяемый в химической промышленности. Выхлоп же нового топливного элемента представляет собой воду и азот. Никаких вредных веществ, никакого парникового CO2. Красота.




    На этом рисунке компания поясняет главную разницу между традиционными топливными элементами (слева) и элементом с анионообменной мембраной (справа). 1 — электроды; 2 — мембрана (иллюстрация Daihatsu). Интересно, что если обычные топливные элементы работают, когда через их мембраны проходят протоны, то в новом устройстве инженеры перевернули технологию, в некотором роде, с ног на голову. Реакцию в DHFC обеспечивают бегущие сквозь мембрану анионы (OH-). Соответственно, ключом к созданию нового топливного элемента стала анионнообменная электролит-мембрана.Благодаря такой "химии" в качестве катализаторов (покрытия электродов) в новом устройстве удалось применить кобальт и никель. Куда более дешёвые материалы, нежели применяемая в обычных (водородных) топливных элементах платина.

    Как пишет в своём пресс-релизе Daihatsu, в блоке топливных элементов, работающих на водороде и достаточных для питания одной легковушки, платины содержится примерно 100 граммов. А это несколько тысяч долларов.



    Максимальная плотность мощности (отмерена по вертикали) построенного опытного DHFC (красный график) составила 0,5 ватта на квадратный сантиметр мембраны, а плотность тока (по горизонтали) — примерно 1300 миллиампер на квадратный сантиметр. Это как минимум не хуже, чем у сегодняшних водородных топливных элементов (серый график) (иллюстрация Daihatsu). Отсутствие же платины в новом аппарате, наряду с другими хитростями (недорогими материалами для сепаратора, корпуса и прочих деталей), позволило сделать новый топливный элемент сравнительно дешёвым. Неудивительно, что Daihatsu прочит DHFC применение в качестве "сердца" в экологически чистых автомобилях нового поколения.

    Но вот важный момент. Как мы уже сказали, гидразин и его производные – сильные яды. Страшно представить, что будет, если при аварии на дороге бак с гидразином даст течь.

    "А вот и не страшно", – утверждает японская компания. Она весьма оригинально решила вопрос безопасности применения столь ядовитого вещества в качестве топлива.

    Daihatsu придумала специальный бак, наполненный гранулированным полимером, содержащим карбонильную группу (>C=O). При заправке бака гидразин гидрат вступает в реакцию с полимером. Происходит дегидратация и конденсация топлива, и гидразин оказывается химически связан.

    Теперь внутри ёмкости он образует твёрдый материал — гидразон (hydrazone, >C=N2H2), который совершенно безопасен в хранении и которому не страшно разрушение бака в случае аварии. А вода, входившая в состав гидразин гидрата, при заправке из этого самого бака откачивается.

    Когда же требуется извлечь связанное топливо, в бак направляется порция горячей воды. Реакции идут в обратном направлении, и полимер высвобождает гидразин гидрат, который перекачивается в топливный элемент (подробности в статье авторов технологии в журнале Angewandte Chemie).

    Топливный же элемент, как водится, вырабатывает ток для зарядки аккумуляторов авто и питания его электродвигателей.




    Принцип работы гипотетического гидразинового авто. На врезке — реакции, идущие при заправке бака и связывании топлива, и при освобождении горючего для переправки в топливный элемент (иллюстрация Daihatsu). Насколько удобна и безопасна такая заправка? Конечно, можно пофантазировать, что на самой АЗС гидразин будет храниться также в виде гидразона. Лишь в момент заправки он будет соединяться с водой, чтобы его можно было бы перекачать в бак автомобиля.В машине также опасение вызывает лишь небольшая магистраль, соединяющая топливные ячейки с баком. Ведь там будет курсировать гидразин гидрат.

    Зато хранить новое горючее в подобной машине на топливных элементах несравненно проще, чем водород, который требует либо высокого давления (газообразный, 350 атмосфер), либо низкой температуры (253 градуса Цельсия ниже нуля), а значит – очень прочного баллона или очень толстых теплоизолирующих стенок бака.

    Daihatsu также отмечает, что DHFC обладают большим ресурсом и высокой мощностью. В общем, достоинств у такой технологии масса. Потому компания намерена продолжить исследовательские и проектные работы по экзотическому топливному элементу. Она надеется улучшить "ёмкостные" параметры полимера, захватывающего гидразин гидрат, дополнительно повысить мощность, надёжность и долговечность DHFC и подойти к решению проблемы инфраструктуры.

    Не берёмся утверждать, что придуманная японцами концепция экологически чистых авто – самая совершенная. Но, несомненно, одна из самых оригинальных и неожиданных. Берём на заметку.



  • Kaguya стал первым японским спутником, отправленным к Луне. Но его полёт будет иметь большое значение для всей космонавтики (иллюстрация JAXA). Япония отправила принцессу со спутниками к Луне
    Японское космическое агентство называет этот полёт самой большой и сложной миссией к Луне со времён рейсов Apollo. Многие измерения, которые выполнят японский аппарат и два его напарника, будут проведены впервые. Так что учёные рассчитывают узнать о нашей небесной соседке много нового.



    14 сентября японский спутник Kaguya (он же — Selene — Selenological and Engineering Explorer) успешно стартовал с космодрома Танегасима (Tanegashima). Kaguya должен исследовать Луну с низкой окололунной орбиты.Как сообщает японское космическое агентство JAXA, цель полёта — сбор данных, которые помогут учёным в понимании происхождения и эволюции Луны. Спутник получит новые сведения о географии Селены, её минералогическом составе и подповерхностных структурах, магнитном и гравитационном поле, окружающей Луну плазме и так далее.



    Ракета H-IIA поднимается на орбиту. JAXA пишет, что запуск прошёл хорошо и через 45 минут после старта спутник отделился от носителя (фото JAXA). Kaguya будет помещён на круговую полярную орбиту высотой 100 километров над поверхностью, где должен проработать год. Масса Kaguya составляет внушительные 3 тонны, а мощность его электрической системы — 3,5 киловатта. Размеры же таковы: 2,1 х 2,1 х 4,8 метра.

    Лунный разведчик содержит 15 различных инструментов, в том числе телевизионную камеру HDTV, так что можно надеяться на красивые виды лунных гор и равнин. Также на борту спутника имеются рентгеновский и гамма— спектрометры, различные камеры и радары, лазерный альтиметр, магнитометр и спектрометр заряженных частиц, другие приборы.

    Интересно, что в данной миссии около Луны будут работать сразу три аппарата, отправившихся туда совместно. Это основной спутник Kaguya/Selene (японцы ещё называют его Main Orbiter) и пара небольших дополнительных аппаратов: Relay и VRAD. Масса каждого — 50 килограммов, а габариты 1 х 1 х 0,65 метра.



    Kaguya крупным планом. Два сиреневых "цилиндрика" в его передней части — миниспутники Relay и VRAD, пристыкованные на время перелёта к Луне (иллюстрация JAXA). Их "дорожки" также будут полярными (с наклонением 90 градусов), как и у главного лунника, но только эллиптическими. Апогей орбиты Relay составит 2400 километров. Этот спутник будет отвечать за ретрансляцию данных с Main Orbiter на Землю. Апогей орбиты VRAD составит 800 километров. Он (совместно с Relay) займётся измерением и "картографированием" гравитационного поля Луны.

    Данная миссия должна стать важной вехой в изучении космоса. А уж для Японии она тем более знаменательна. Ведь после серии досадных неудач в 1990-х Страна восходящего солнца с усиленным рвением бросилась осуществлять новые космические проекты.

    Чего стоит только первая в истории посадка космического аппарата на поверхность астероида. В 2005 году зонд Hayabusa высадился на Итокаве (Itokawa). Кстати, некоторые результаты того полёта и ссылки на ключевые события миссии вы найдёте тут.



    Лунная принцесса Кагуйя (иллюстрация с сайта japan.chez-alice.fr). А что принесёт полёт Kaguya? "Как вы яхту назовёте…" Kaguya получил своё название по имени прекрасной лунной принцессы из японской легенды X века. Без излишних здесь многих деталей история звучит так.

    Сборщик бамбука нашёл в лесу у подножия Фудзи маленькую девочку. Дровосек принёс её к своей жене, и они решили принять и воспитать малышку. Назвали её Найотаке Но Кагуйя Химе (Nayotake No Kaguya Hime), что значит "Сияющая принцесса стройного бамбука".

    Девочка росла-росла и стала несказанной красавицей, каких свет не видывал. Вскоре она вышла замуж. Но однажды погрустнела, и ничто её не могло развеселить. Муж спросил, что случилось. И Кагуйя призналась, что принадлежит к народу Луны и вскоре её отец – император Луны – отыщет её и заберёт домой.

    Так и случилось. Блестящие воины спустились с неба. И хотя муж Кагуйи и его односельчане пытались помешать настоящему отцу забрать свою дочку, слуги императора были сильнее. Кагуйя вернулась на Луну. А муж лунной принцессы поднялся на Фудзи и бросился в жерло вулкана.


  • В Японии найдены разноцветные кузнечики одного вида


    Несмотря на то, что жизнь японская неуклонно чернеет, тамошние кузнечики, напротив, приобретают всё более оптимистичный колорит (фото с сайта asahi.com).

    Занимаясь подстриганием газонов, жительница Осаки Кана Ямагути (Kana Yamaguchi) обнаружила у себя в клумбе кучу всяческих букашек — что, в общем-то, неудивительно. И вдруг среди них она увидела пару престранных существ, похожих на кузнечиков белого и розового цвета. А ещё она нашла такое же насекомое обычного зелёного цвета. Так и не поняв, что это за твари, она на всякий случай поймала их и притащила в Музей естествознания Осаки (Osaka Museum of Natural History — OMNH).

    Когда находка попалась в руки Итару Каназава (Itaru Kanazawa), энтомологу из OMNH, он сразу всё понял, хотя и очень удивился.

    Он сказал, что это очень молодые кузнечики, относящиеся, как ни странно, к одному и тому же виду — Euconocephalus thunbergi. Для них характерна неодинаковая окраска, варьирующаяся между оттенками зелёного и коричневого.

    Эти цвета позволяют им приспособиться к гамме окружающей среды, чтобы не выделяться и не привлекать внимание хищников. Так что розовый и белый цвет — явная аномалия. Нормальным, соответственно, оказался только тот, что был зелёненьким.

    Пытаясь объяснить ситуацию, Итару Каназава предположил, что розовый цвет одного кузнечика — это некий экстремальный случай коричневого оттенка, а второй кузнечик просто альбинос. Но какую окраску приобретут эти насекомые, когда повзрослеют, пока никто не взялся предсказать.

    В общем, каждый из этих E. thunbergi сам по себе — не такое уж и сильное отклонение от нормы. Однако, как заметил Каназава, "это редкий случай, чтобы одновременно попались такие кузнечики сразу трёх разных цветов".

    Кстати, по цвету ещё могут значительно отличаться и лемуры одного вида.


  • Археологи откопали древнейшие ульи Ближнего Востока


    Археолог пытается снять крышку с задней стороны улья, через которую вынимались мёд и воск (AP Photo / Amihai Mazar, Hebrew University of Jerusalem).

    Землёй, "где течёт молоко и мёд", названа Земля обетованная в Ветхом Завете. Интересно, что в его книгах слово "мёд" упоминается неоднократно, но о разведении пчёл там ничего не говорится. Однако недавно археологи из бригады под руководством Амихаи Мазара (Amihai Mazar), профессора Института археологии Иерусалимского университета (Institute of Archaeology — Hebrew University of Jerusalem), во время раскопок в районе древнего города Тель-Рехова (Tel Rehov Excavations) обнаружили остатки пасеки, которые оказались самыми древними как на территории Израиля, так и всего Ближнего Востока.

    Тель-Рехов считается одним из городов, игравших важную роль в истории Ближнего Востока. В наше время он находится в руинах, но учёные постоянно получают о нём новые сведения благодаря раскопкам, ведущимся там с 1997 года.

    Этим летом археологи обнаружили древнюю пасеку, состоящую из трёх десятков практически неповрежденных ульев. Их, по оценкам специалистов, на этой территории было намного больше — до сотни.




    Общий вид пасеки с тремя группами уложенных рядами ульев (фото с сайта rehov.org). Ульи представляют собой цилиндрические ёмкости длиной около 80 сантиметров и диаметром порядка 40, сделанные из смеси необожжённой глины и соломы. Ульи уложены друг на друга горизонтально в три ряда. Как сказали опытные пасечники, посетившие место раскопок, это хозяйство могло приносить в своё время до полутоны мёда ежегодно.По словам Мазара, данные радиоуглеродного анализа показывают, что ульи изготовлены в IX—X веке до нашей эры. А значит, перед нами самая древняя находка такого рода, сделанная на Ближнем Востоке.




    Вид одного из рядов восточной стороны пасеки. Кстати, исследователи обнаружили внутри ульев фрагменты пчёл и кусочки воска и уже приступили к биологическому анализу этих находок (фото с сайта rehov.org). Кстати, интересно, что в том же месте обнаружен и алтарь, украшенный фигурками богинь плодородия. Это свидетельствует о том, что древние пасечники пользовались, мягко говоря, неофициальными языческими ритуальными практиками, чтобы улучшить сбор мёда и воска.

  • Тема перенесена в архив
    69
    Ответы
    33.3K
    Просмотры