Рецензия на олдускульное аниме 1997 года - Юная революционерка Утэна / Shoujo Kakumei Utena

Путь к апокалипсису, усеянный розовыми лепестками. Разговоры о революции без революции в обычном её понимании, без классовой борьбы и душераздирающих сцен показа страждущих от бедности и голода. Что это — аллегория, ирония, бред? Что бы это ни было, это - «Юная революционерка Утена».



Политкорректный ассортимент расцветок для кожи. Широкий выбор причёсок. Огромный набор раскрасок волос — тёмно-фиолетовые, светло-голубые, ярко-розовые... Казалось бы, что ещё нужно для полного счастья? И всё-таки, несмотря на всё буйство красок, экспрессивные жесты, острые язычки многих героев и героинь, раньше или позже начинает проступать ощущение, что что-то здесь не так. Сама рисовка подчёркивает, что персонажи, как бы это сказать, ещё незавершённые, несостоявшиеся.
Вернее, слишком они несвободны, существуют в очень замкнутом и ограниченном пространстве-времени, сколько бы ни обманывали себя. Остроносые, остролицые, тонконогие герои с вытянутыми, причудливыми, угловатыми пропорциями — как тропические птички в каком-нибудь вольере или диковинные капризные цветы в оранжерее. Выражусь даже сильнее - как разноцветные бабочки в коллекции натуралиста, заботливо, в строгом порядке нанизанные на булавки... как пришпилена мечами Невеста-Роза. Всё в таких бабочках, казалось бы, есть, всё сохраняется: и радужные цвета, и форма, и совсех сторон к ним можно, подойти, рассмотреть — а летать они не могут, хотя кажется, что самой малости хватит, чтобы их оживить. Роскошные интерьеры, вездесущие розы, тонкий фарфор ( спорю на что угодно, именно эти декорации позаимствовали для себя члены «Хост-клуба Оранской школы») - всё это превращается в клетку, пускай и позолоченную.

И именно в такой мир врывается необузданная, неукротимая сила Утены. Она как будто часть этого мира — и в то же время нечто большее. Недаром девушка обладает печатью розы, но своей другие Дуэлянты её не считают. Она играет по установленным не ею и зачастую её раздражающим правилам, но только до поры до времени. Чувствуется, что так не останется навсегда. Утена, прямая и искренняя, как клинок меча — и Дуэлянты, разводящие туманно-возвышенные речи о грядущем переустройстве мира. Утена с её идеалами — и Нанами с её свитой, запутавшиеся, как в паутине, в своих же собственных интригах, сплетничающие и подставляющие друг друга, ахающие над гламурными вещицами «от Себастьяна Диора».

В такой обстановке элементарное сочувствие к кому-то выглядит отсталостью, смехотворным пережитком. Но Утена смеет это сочувствие испытывать к Химемии Анфи, которая для многих по определению — всего лишь вещь. Которая сама, кажется, покоряется совей роли вещи. Но не единственный ли это способ воззвать к личности и достоинству другого человека - отказ воспринимать его(её) как неодушевлённый предмет, служащий для достижения каких-то целей? И требовать того же от других.

Обычно по умолчанию подразумевается, что существует два выхода, если чувствуешь, что в мире что-то прогнило. Измени мир или же измени себя. А если окажется, что мир, в котором ты существовал раньше — по большей части иллюзия, матрица? Тогда, вместо того, чтобы его менять, нужно выйти за его пределы, к новым горизонтам. И не так прост и очевиден выбор : остаться или уйти, продолжать обманывать себя привычными миражами или же на свой страх и риск отправиться туда, где не знаешь, что тебя ожидает. Но если этим путём прошёл хоть один человек, тропка уже проторена, и другим будет легче проследовать
в подлинный( ну, по крайней мере, более подлинный, судя по всему) мир. И если хоть одного человека удастся увлечь за собой, не настоящая ли это победа?

И пусть оставшиеся, Акио-сан и прочие, будут твердить: «Ей так и не удалось принести в мир революцию». Утена, может, сама — ходячая революция. Она как дикий цветок, которому место не в тепличных условиях, а в поле, на свободе. Пусть ей предстоит перед этим довольно болезненное крушение многих идеалов детства и юности, но кто через это так или иначе не проходил? Можно сомневаться в возможности проявить такое благородство, как Утена, когда она из последних сил помогает предавшей её Анфи. Можно снисходительно посмеиваться над простодушием и недогадливостью розоволосой красавицы. Но разве можно не восхититься её находчивостью и изобретательностью, когда она отстаивает для себя право носить мальчишескую школьную форму или сооружает из своего бального платья наряд для подруги? Так что веришь: и в новом мире она справится со всем.

И, по крайней мере, одна здравая мысль в сериале безусловно присутствует. «Если девушка не может стать принцессой, ей приходится быть ведьмой». Так что, дорогие мужчины, почаще давайте дамам чувствовать себя принцессами. Ведь если не найдётся рядом сильного защитника, многие представительницы слабого пола и впрямь могут переквалифицироваться либо в ведьм, либо в принцев. И, возможно, не всякий сможет спокойно за этим наблюдать. А если всё-таки захотите увидеть, посмотрите «Утену».

  • 2130
  • 0
  • 0
  • 0

Последние комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.