Как известно, в традиционном японском костюме не было карманов. Поэтому в старину небольшие предметы вроде связки ключей или коробочки с лекарствами японцы носили с помощью шнура. Его связывали в кольцо, которое складывали пополам и пропускали через пояс. К противоположному концу такой петли присоединяли нэцкэ - небольшой предмет со сквозным каналом, в большем отверстии которого прятали узел. Не случайно слово «нэцкэ» изображается с помощью двух иероглифов: «корень» и «прикреплять». Таким образом, нэцкэ служило одновременно и противовесом, и своеобразным украшением одежды.
История происхождения нэцкэ не совсем очевидна. Традиция ношения поясных брелоков издавна существует во многих культурах мира. Например, на территории Китая такие брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В период Мин (1368—1644) подобные небольшие резные предметы называли в Китае чжуй-цзы или пэй-чуй. Вполне вероятно, что специфика их художественного оформления была позаимствована японцами. Вместе с тем в культуре Японии обычай носить нэцкэ появился относительно поздно - лишь во второй половине XVI в. В японской литературе нэцкэ впервые были упомянуты в энциклопедии «Киммо дзуи», вышедшей в свет в 1690 г. До этого времени мелкие предметы крепили к эфесу меча, к особому поясному крючку или кольцу. Возможно, своей возросшей популярностью нэцкэ были обязаны так называемой охоте за мечами, в результате которой в 1588 г. ношение холодного оружия в Японии стало привилегией лишь воинского сословия. Другим фактором распространения нэцкэ стали «запреты на роскошь», благодаря которым одежда горожанина должна была выглядеть достаточно скромно. На этом фоне нэцкэ стало немаловажной деталью костюма, к которой относились с должным вниманием. Повлияло на популярность нэцкэ и распространение обычая курения, который требовал постоянно носить с собой трубку, кисет с табаком и огниво.
Взлет искусства изготовления нэцкэ, ставшего самостоятельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). В это время, когда расцвело городское сословие, окончательно утвердились несколько форм нэцкэ. Главной из них стала катабори — миниатюрная резная скульптура, изображающая людей и животных. В качестве материала для резьбы японские мастера использовали различные сорта древесины, бивни слонов и моржей, рога, клыки и кости животных, панцири черепах, реже янтарь, нефрит и коралл.
В нэцкэ отразилась культура периода Токугава. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами нэцкэ изображали исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени. Нэцкэ показывали не только персонажей мифов, но также знаменитых полководцев, государственных деятелей, актеров и даже героев романов того времени.
Вместе с тем многие сюжеты нэцкэ имели благожелательный подтекст, который превращал эти элегантные вещицы в своеобразные амулеты и обереги. Скорее всего, именно благодаря этой последней функции нэцкэ стали популярны далеко за пределами Японии. В наши дни нэцкэ может стать оригинальным подарком или амулетом, ценность которого во многом определяется уже не только материалом или искусством резчика, но главным образом символическим подтекстом, связанным с тем или иным изображенным персонажем. Знание этой восточной символики обогащает наш духовный мир, способствует взаимопроникновению культур.
Вначале изготовлением нэцкэ занимались резчики театральных масок и мастера-ювелиры, однако постепенно сформировался цех профессионалов. В 1781 г. торговец мечами из Осаки Инаба Цурю составил список известных к тому времени мастеров нэцкэ, и этот документ сохранился в истории. Некоторые из упомянутых в списке мастеров уже ставили свои личные печати на выполненные ими нэцкэ. Со временем многие такие печати превратились в своеобразные торговые марки.
В завершение следует добавить, что наряду с нэцкэ другими традиционными предметами миниатюрной резной японской скульптуры были окимоно - в переводе «поставленная вещь». В отличие от нэцкэ они не имели сквозного отверстия для шнура, не предназначались для практического применения и служили лишь украшениями. В XIX в. многие мастера нэцкэ резали также и окимоно, часто дублируя сюжеты, характерные для нэцкэ. Поскольку в XX в. нэцкэ уже почти полностью утратили свое функциональное значение поясных брелоков, обе эти формы японской мелкой пластики сливаются между собой. В наши дни вы можете встретить нэцкэ и окимоно, которые будут сильно разниться в цене. Старинные, «антикварные» фигурки, которые являются настоящими раритетами, стоят очень дорого и часто хранятся в известных музеях мира. Вместе с тем резные миниатюры современного мастера или тем более их имитации могут быть совершенно доступны любителям восточной экзотики. Со старинными нэцкэ и окимоно их объединяет культурная традиция и символика, о которой и рассказывает эта книга.