image

Нэцкэ-божества в кармане, Kimura & Wolfnet

  • Тема перенесена в архив
    4
    Ответы
    7.6K
    Просмотры


  • Как известно, в традиционном японском костюме не было карманов. Поэтому в старину небольшие предметы вроде связки ключей или коробочки с лекарствами японцы носили с помощью шнура. Его связывали в кольцо, которое складывали пополам и пропускали через пояс. К противоположному концу такой петли присоединяли нэцкэ - небольшой предмет со сквозным каналом, в большем отверстии которого прятали узел. Не случайно слово «нэцкэ» изображается с помощью двух иероглифов: «корень» и «прикреплять». Таким образом, нэцкэ служило одновременно и противовесом, и своеобразным украшением одежды.
    История происхождения нэцкэ не совсем очевидна. Традиция ношения поясных брелоков издавна существует во многих культурах мира. Например, на территории Китая такие брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В период Мин (1368—1644) подобные небольшие резные предметы называли в Китае чжуй-цзы или пэй-чуй. Вполне вероятно, что специфика их художественного оформления была позаимствована японцами. Вместе с тем в культуре Японии обычай носить нэцкэ появился относительно поздно - лишь во второй половине XVI в. В японской литературе нэцкэ впервые были упомянуты в энциклопедии «Киммо дзуи», вышедшей в свет в 1690 г. До этого времени мелкие предметы крепили к эфесу меча, к особому поясному крючку или кольцу. Возможно, своей возросшей популярностью нэцкэ были обязаны так называемой охоте за мечами, в результате которой в 1588 г. ношение холодного оружия в Японии стало привилегией лишь воинского сословия. Другим фактором распространения нэцкэ стали «запреты на роскошь», благодаря которым одежда горожанина должна была выглядеть достаточно скромно. На этом фоне нэцкэ стало немаловажной деталью костюма, к которой относились с должным вниманием. Повлияло на популярность нэцкэ и распространение обычая курения, который требовал постоянно носить с собой трубку, кисет с табаком и огниво.
    Взлет искусства изготовления нэцкэ, ставшего самостоятельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). В это время, когда расцвело городское сословие, окончательно утвердились несколько форм нэцкэ. Главной из них стала катабори — миниатюрная резная скульптура, изображающая людей и животных. В качестве материала для резьбы японские мастера использовали различные сорта древесины, бивни слонов и моржей, рога, клыки и кости животных, панцири черепах, реже янтарь, нефрит и коралл.
    В нэцкэ отразилась культура периода Токугава. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами нэцкэ изображали исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени. Нэцкэ показывали не только персонажей мифов, но также знаменитых полководцев, государственных деятелей, актеров и даже героев романов того времени.
    Вместе с тем многие сюжеты нэцкэ имели благожелательный подтекст, который превращал эти элегантные вещицы в своеобразные амулеты и обереги. Скорее всего, именно благодаря этой последней функции нэцкэ стали популярны далеко за пределами Японии. В наши дни нэцкэ может стать оригинальным подарком или амулетом, ценность которого во многом определяется уже не только материалом или искусством резчика, но главным образом символическим подтекстом, связанным с тем или иным изображенным персонажем. Знание этой восточной символики обогащает наш духовный мир, способствует взаимопроникновению культур.
    Вначале изготовлением нэцкэ занимались резчики театральных масок и мастера-ювелиры, однако постепенно сформировался цех профессионалов. В 1781 г. торговец мечами из Осаки Инаба Цурю составил список известных к тому времени мастеров нэцкэ, и этот документ сохранился в истории. Некоторые из упомянутых в списке мастеров уже ставили свои личные печати на выполненные ими нэцкэ. Со временем многие такие печати превратились в своеобразные торговые марки.
    В завершение следует добавить, что наряду с нэцкэ другими традиционными предметами миниатюрной резной японской скульптуры были окимоно - в переводе «поставленная вещь». В отличие от нэцкэ они не имели сквозного отверстия для шнура, не предназначались для практического применения и служили лишь украшениями. В XIX в. многие мастера нэцкэ резали также и окимоно, часто дублируя сюжеты, характерные для нэцкэ. Поскольку в XX в. нэцкэ уже почти полностью утратили свое функциональное значение поясных брелоков, обе эти формы японской мелкой пластики сливаются между собой. В наши дни вы можете встретить нэцкэ и окимоно, которые будут сильно разниться в цене. Старинные, «антикварные» фигурки, которые являются настоящими раритетами, стоят очень дорого и часто хранятся в известных музеях мира. Вместе с тем резные миниатюры современного мастера или тем более их имитации могут быть совершенно доступны любителям восточной экзотики. Со старинными нэцкэ и окимоно их объединяет культурная традиция и символика, о которой и рассказывает эта книга.


  • Аматерасу
    Страна происхождения: Япония
    Род: дочь Идзанаги и Идзанами
    Способствует: свету, порядку,плодородию
    Покровительница:земледельцев
    Иные названия: Аматэрасу-омиками,Аматэрасу-но микото



    Японские легенды рассказывают, что прародителями всего сущего на земле были божественные Идзанаги и Идзанами. В результате их брака в море появились острова и родились духи. Когда на свет появился бог огня Кагупути, он опалил лоно Идзанами, в результате чего она умерла и стала богиней мертвых. Пытаясь вернуть супругу и сестру, Идзанаги отправляется в подземное царство, однако его попытки оказываются безуспешными. Вернувшись на землю, он совершает ритуальное очистительное омовение. Из капель воды, которые упали с его носа, на свет появился бог ветра и водных просторов Сусаноо. Капли, упавшие из правого глаза Идзанаги, породили бога луны Цукуёми, а капли из левого глаза - богиню солнца Аматэрасу. Она считается у японцев главой всех синтоистских богов и прародительницей японских императоров.


  • Амитабаха
    Страна происхождения: Индия
    Род: будда в мифологии махаяны
    Способствует: долгой жизни, здоровью, богатству
    Покровитель: страждущих Атрибуты: павлиний трон, чаша для подаяний
    Иные названия: Амида, Амитаюс, Амитха, Дхармакара



    Согласно мифологии махаяны принц Сиддхартха был не первым и далеко не единственным буддой на свете. В частности, тексты сутры «Сукхавативьюха» рассказывают, что состояния будды достиг и бодхисаттва по имени Дхармакара. Он создал свой собственный «рай» — поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. Будда Дхармакара стал на-
    зываться Амитабхой (от санскритского amitabha — «неизмеримый свет» и аmitayus — «неизмеримая жизнь»). Его культ был чрезвычайно распространен в Индии в начале нашей эры. Амитабху рисовали красной краской_ и изображали сидящем на так называемом павлиньем троне в позе задумчивого и углубленного самосозерцания. В его руках обычно находится простая деревянная чаша бедняка для сбора подаяний. В Китае во времена династии Тан (618-907) на стенах храмов часто можно было встретить изображение будды Амитабхи, перед которым находится пруд с лотосами, вокруг которого пляшут танцоры и играют музыканты.
    Образ Амитабхи был известен не только буддийским монахам, которые обращались к нему с молитвенными возгласами «Амито-фо», но и среди простых крестьян. Скорее всего, такая популярность Амитабхи была вызвана связями, которые возникали между его образом и мечтами о возрождении после неизбежной кончины, которая завершает путь земных страданий. Постепенно распространяясь, культ Амитабхи стал популярен в Южной Сибири, Монголии и на территории Китая. Дошел он и до Японии, где этот будда, известный под именем Амида, почитался весьма высоко. Образ Амитабхи-Амиды был известен резчикам нэцкэ. Впрочем, они не слишком часто обращались в своем творчестве к этой фигуре индийского пантеона, предпочитая изображать синтоистских богов и демонов, которые были более близки сердцу японцев.


  • Бисямонтен
    Страна происхождения: Индия
    Род: один из японских богов счастья
    Способствует: счастью, удаче, справедливости
    Покровитель:врачей и солдат
    Атрибуты: доспехи, шлем, меч или копье, голубь
    Иные названия: Тамонтен, Хачиман, Вайшравана (Индия)

    Бисямонтен — бог-воин, один из семи японских богов счастья. Бисямонтен сражается на стороне сил добра. Он высок и силен, носит доспехи, его голову защищает шлем. В одной руке у Бисямонтена копье, алебарда или меч. С помощью этого оружия Бисямонтен борется со всем, что несет зло. В другой руке он держит маленькую пагоду, которая символизирует праведную веру и могущество. Бисямонтен одновременно является и защитником содержимого сакральной пагоды, и его распространителем среди достойных. Не удивительно, что в Японии Бисямонтен считается покровителем воинов. В старину Бисямонтена часто отождествляли с воином Хачиманом, посланником которого был голубь. В период Кама-кура (1192—1333) в посвященном Хачиману храмовом комплексе Тсуругаока монахи молились о победе в предстоящих сражениях, а на крышах храма всегда сидели голуби. С тех пор птицей Бисямонтена также считается голубь. Особо почитали Бисямонтена в Японии в период Хэйан (794-1185),
    когда шла борьба за освоение крупнейшего острова на севере Японии — Хонсю.
    В индуизме прототипом Бисямонтена является небесный посланник Вайсравана (в японском языке имя Бисямонтен является фонетической калькой с санскритского имени Вайшравана).
    В буддизме Бисямонтена называют Тамонтеном — «слушающим учение», поскольку он защищает места, где проповедует Будда. Тамонтен является наиболее могущественным из четырех Шитенно, или Дева, — небесных рыцарей четырех направлений. Он охраняет Север, и ему подчиняются остальные три Шитенно: защищающий Восток Джикокутен, хранитель Запада Коумокутен и покровитель Юга Зоучотен.
    Говорят, что Тамонтен повелевает демонами Якша и Ракша и обитает на северном склоне горы Шумеру, через которую проходит ось мира.

  • Тема перенесена в архив
    4
    Ответы
    7.6K
    Просмотры