Старые добрые аниме 001

Доброго времени суток, посетители сайта Anime World!

С чем у вас ассоциируется слово «детство»?

Может быть, вы тоже вспоминаете бегемотиков из «Киндера», наклейки из жвачек, страшный логотип телекомпании ВИD, йо-йо с надписью «Coca-cola», тетрис с заедающими кнопками и фишки с Покемонами? Тоже знаете, какая связь между кассетой и карандашом? Тоже делились и обменивались с друзьями картриджами на Денди?

А помните ли вы, когда впервые увидели японскую анимацию?

Те самые мультфильмы, не похожие на другие, увлекательные и завораживающие, где за русским дубляжом слышались странные визжащие голоса, разговаривающие на непонятном языке.

Мы бежали к телевизору и погружались ненадолго в прекрасный мир, тогда ещё столь необычный и потому манящий. Многие из нас полюбили аниме уже тогда. Первые фан-арты на Сейлор Мун. Первые косплеи на школьных утренниках.

Пришло время вспомнить о тех самых старых добрых аниме, которые в то время были для нас просто «мультиками». Многие аниме попали к нам в руки гораздо позже даты их выхода, однако от этого они не перестают быть «старыми добрыми».

Поностальгируйте вместе с нами!

Как странно становиться одним из тех, у кого «раньше трава была зеленее».

Но ведь от правды никуда не деться. Раньше глаза были меньше, контуры резче... Но сколько смысла и самоотверженных режиссёров, у которых каждая работа была шедевром, в который они вкладывали душу!

В этих аниме анатомия персонажей иногда крайне смущала, да и работа сэйю (которой мы тогда, впрочем, ещё не слышали) была не столь блистательной.

Но мы любили эти тайтлы. И никакая яркая обёртка не заменит нам тех эмоций, которые дарили нам старые аниме.

Предлагаю вам вместе с нами вспомнить, как это было.

Кэнди-Кэнди (1976)

Довольно необычный сериал попал на наши телеэкраны где-то в начале 90х. Специфическая анатомия персонажей, их мимика и всё прочее несколько удивляла неподготовленного человека, привыкшего к Диснею и Пиксару.

Сериал рассказывает историю жизни и любви главного персонажа - американской девочки Кэндис Уайт Эндри. На протяжении всех серий зрители наблюдают за судьбой девочки с того момента, когда ее находят у дверей приюта до возраста 17 лет, вместе с нею переживая радости и горести периода учёбы, взросления, любви и потерь. «Кэнди-Кэнди» — это главным образом история о любви.

«Кэнди-Кэнди» на несколько лет стала очень популярна поскольку кроме аниме продавались игрушки с атрибутикой «Кэнди-Кэнди» на рынках Японии. Игрушки включают в себя куклы, часы для девочек и другие продукты. «Кэнди-Кэнди» получила международное признание в начале и середине 1980-х годов, став очень популярной среди детей в странах Европы, США, Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Манга выходила в журнале 4 года и получила премию издательства Коданся как лучшая в категории «сёдзё» в 1977 году.

Lupin III (1971)

Ещё одно «давнее» аниме, которое, хоть и, согласно опросу, проведенному в 2007 году Агентством по делам культуры Японии, занимает 50-е место среди лучших аниме всех времён, для широкой публики стран СНГ, увы, осталось незаметным. Компания RUSCICO лицензировала и издала в России лишь фильм «Замок Калиостро» (режиссёром которого был Хаяо Миядзаки), а телеканал 2×2 купил права на показ нескольких ТВ-спешлов «Lupin III» (Stolen Lupin, Angel’s Tactics — Fragments of a Dream Are the Scent of Murder, Seven Days Rhapsody, Elusiveness of the Fog, Sweet Lost Night: Magic Lamp’s Nightmare Premonition). Показаны они были лишь в 2010 году.

Арсен Люпeн Третий – внук печально известного вора и грабителя Люпена. Вместе с двумя компаньонами, Дайскэ Дзигэном и Гоэмоном Исикавой Тринадцатым, а так же с красоткой Фудзико Минэ, Арсен проворачивает самые громкие ограбления века, а жалкие попытки инспектора полиции Коити Зэнигаты поймать преступную шайку оканчиваются неудачей.

Great Teacher Onizuka (1999)

Шутки ниже пояса – совершенно не то, чего ожидаешь от сериала «про школу». Однако, вот он GTO, тот самый комедийный сериал, который, поражая иногда бесстыдностью и «японскостью» происходящего, тем не менее, способен полностью развеять хандру.

«Крутой учитель Онидзука» - манга и аниме-сериал, повествующие о том, как бывший член уличной банды «Онибаку», байкер Онидзука, решил стать самым крутым учителем. Все попытки выгнать Онидзуку из школы по причине его профессиональной некомпетентности заканчиваются неудачей из-за непосредственности, простоты и педагогического таланта молодого учителя. Он компенсирует ветер в голове искренним энтузиазмом и настойчивостью.

В России демонстрировался по телеканалу 2×2.

Бродяга Кэнсин (1996)

Благородное, хотя и не очень зрелищное аниме, затрагивающее тему самурайства после Реставрации Мэйдзи, демонстрировалось по СТС по будням с 14 марта по 27 июля 2006 года в дневном блоке мультфильмов. Кроме того, перевод делался не с японского оригинала, а с тестового английского перевода этого оригинала, выполненного компанией Sony Pictures Entertainment. В этом переводе многие диалоги героев подверглись изменениям, было перемонтировано большое количество сцен, к которым нередко применялась цензура, и по неизвестной причине изменились имена некоторых героев: к примеру, Кэнсин получил имя Кенси, Каору — Кори, Яхико — Йоси. Цензура же была наиболее заметна на примере персонажа Каматари: чтобы скрыть его пол и сексуальную ориентацию, его диалог был соответствующим образом исправлен. Кроме того, Sony изменила заголовок сериала, который стал называться «Samurai X» — отсылка к отличительному знаку главного героя, крестообразному шраму на левой щеке.

Аниме получило довольно высокие оценки по версии IMDb:  8,6/10.

Mobile Suit Gundam (1979)

Гандам знаком многим из нас больше по шуткам вроде: «Как это твоя жизнь пуста и бессмысленна?! Ты ещё даже не видел весь Гандам!». И, кстати, зря-зря-зря. Хоть оценки по миру у него чуть ниже, чем у «Кэнсина» (8,1/10), для Японии «Гандам» имеет огромное значение. Приобретший значительную популярность телесериал оказал существенное влияние на японскую культуру и породил целую медиафраншизу. Он также считается одним из трёх величайших телешоу в истории Японии наравне со «Space Battleship Yamato» и «Евангелионом». Согласно опросу, проведенному в 2007 году Агентством по делам культуры Японии, занимает 4-е место среди лучших аниме всех времён. Отдельно стоит отметить замечательные музыкальные композиции, которые всегда полностью соответствуют моменту. Уверяю вас, что, несмотря на древность тайтла, потраченного на просмотр времени он определённо стоит.

Год 0079 Вселенского Века. Человечество в связи с перенаселенностью Земли вынуждено эмигрировать на космические колонии, называемые Стороны. Сторона 3, провозгласив себя суверенным Герцогством Зеон, объявляет войну Федерации Земли. В то же время Амуро Рэй обнаруживает Гандам, секретное оружие Федерации Земли, способное изменить исход войны. Именно сейчас Амуро и экипаж крейсера Белая База должны противостоять Зеону для того, чтобы закончить войну.

Berserk (1997)

Хардкорная фэнтези-манга авторства Кэнтаро Миуры, а также её аниме−адаптация отличаются наличием обилия дарк-фэнтезийных монстров, мяса, кровищи, эпичной драмы, а также тяжёлых психологических переживаний героев и практически полным отсутствием фансервиса и анимешных штампов.

Высоко оценённый как в мире, так и в самой Японии, объективно – совершенно не нуждается в рекламе. Если вы его всё ещё не видели – словами не передать, сколько вы потеряли.

Slayers (1995)

Уж 20 лет, как вышли «Рубаки». Поклонники успели их подзабыть, а новые поколения видят в слове «Slayers» смысла не больше, чем в «пролетарий». Сие печально.

«Рубак» можно назвать классикой комедийного фэнтези. Нет, в нём вы не встретите оригинальных и искромётных шуток, однако юмор этот приятен и ненавязчив. Да и сюжет довольно прост - похождения стандартной RPG-пати в составе одной колдунской недоцундере, не блещущего умом файтера, вечно мрачного булыжника и принцессы.

Сериал поражал своей неповторимой атмосферой. Особой популярностью пользовался у поклонников жанра фэнтези и ролевых игр.

И, да, это пока ещё то самое аниме про женщин-воинов, где доспехи прикрывают ВСЁ ТЕЛО. Но не без фансервисных исключений, разумеется.

Golden Boy (1995)

То самое олдскульное этти. В то время как манга плавно скатывалась в хентай, аниме получало свою заслуженную популярность благодаря ненавязчивой эротической подоплёке. Манга и ОВА наполнены оригинальным молодёжным юмором. Несмотря на своеобразность жанра, аниме было хорошо встречено критиками, российскими в том числе. Практически все рецензенты сходятся на том, что образ главного героя чрезвычайно удачен. OVA отличается качественной анимацией, проработанным сюжетом и остроумными шутками. Перед запуском сериала в эфир телеканала MTV было проведено тестирование на фокус-группах, результаты которого показали, что большинству (особенно мужской аудитории) «Золотой парень» очень понравился, особенно были отмечены «юмористический характер сериала, интересная тема, наличие красочной красивой анимации». Женская аудитория, особенно телезрительницы 24-34 лет, отнеслись к аниме прохладнее.

Fushigi Yuugi (1995)

Ещё один фэнтезийный мир (похожий на феодальный Китай) продемонстрировало нам таинственное аниме под таинственным названием «Таинственная игра». В отличие от комедийных «Рубак», блиставших больше в приключенческом жанре, «Таинственная игра» - классика жанра сёдзё (аниме для девушек). Вся мифологическая составляющая «Fushigi Yuugi» отнюдь не является плодом воображения мангаки, а позаимствована из древнекитайской мифологии. Каждый из богов в ней ассоциировался с одним из четырёх времён года, у каждого были свои особенности и каждый играл свою роль в течение жизни на земле.

В целом, приятное аниме, не особо популярное у нас, однако атмосфера мифологической «таинственности» настраивает на просмотр истории двух подруг, оказавшихся по разные стороны баррикад.

Initial D (1998)

Спокон. Сюжет сфокусирован на мире нелегальных японских горных уличных гонок. Сериал чуть менее чем полностью состоит из сцен с гоняющими по горным дорогам машинами, в то время как рисовка людей довольно проста и для 1998 года где-то даже старовата. В гонках большое внимание уделяется технике прохождения поворотов, теории спортивного вождения и техническим особенностям автомобилей относительно гонок. Для повышения достоверности к сюжету привлекался «король дрифта» Кэйити Цутия, который консультировал сценаристов, дал разрешение на показ некоторых эпизодов своей «Библии Дрифта» и озвучил старого друга Бунты, профессионального гонщика (фактически, самого себя, в 23 серии первого сериала). Всё это делает аниме уникальным в своём роде, т.к. обычно в таких сериалах подобным деталям внимания совершенно не уделяется: колёса у автомобиля крутятся - ну и замечательно.

Hunter × Hunter (1999)

Действие происходит в мире, оформленном в антураже современности и населённом людьми и волшебными животными. Здесь существуют Охотники, которые занимаются всякой приключенческой работой разной степени сложности, например, поиском редких видов животных, несметных сокровищ, исследованием неизведанных мест или даже поимкой опасных преступников. Звание Охотника налагает на владельца значительное число обязанностей и ограничений, однако даёт и множество привилегий. Многие стремятся стать Охотниками из корыстных побуждений, но лишь немногие добиваются этого: испытание на звание длинно, сурово и смертельно опасно.

Главный герой серии – юноша Гон, чей отец, будучи знаменитым Охотником, пропадает без вести много лет назад. Когда Гону исполняется двенадцать, он, задавшись целью стать Охотником и найти отца, покидает родной дом и принимает участие в Испытании.

Heppoko Jikken Animation Excel Saga (1999)

«Извращенная экспериментальная анимационная Эксель-сага» - определённо один из самых больших мозговыносов девяностых. Но на самом деле всё просто – с помощью сего творения японцы сами высмеяли все штампы японской анимации. Каждая серия пародирует какие-нибудь жанры – этти, мюзикл, спокон, фэнтези, даже для сёдзё-ая местечко нашлось. Весёлая, жизнерадостная и, увы, неубиваемая главная героиня  вместе со своей хладнокровной напарницей, которая умирает порой по нескольку раз за серию даже без особой на то причины, выполняет план по захвату города Ф префектуры Ф.  А ещё периодически пытается съесть свою собачку.

Вот и, собственно, всё. Гениальная, до крайности «японская» гротескная пародия полностью оправдывает своё название.

Ghost in the Shell (1995)

В 1995 вышла первая аниме-адаптация научно-фантастической манги Сиро Масамунэ. Манга называлась «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», английский вариант («Призрак в доспехах») был дан самим автором.

К 2029 году границы реального мира практически размываются развитием интернета и кибернетики, но из-за этого человек становится уязвимым к хакерским атакам. Разыскиваемый хакер, известный как "Кукловод", начинает использовать эту уязвимость в политических целях.

Девятому отделу, группе кибернитически усовершенствованных полицейских, поручено найти и остановить Кукловода. Однако по мере расследования начинают возникать сомнения, что же является верным: то, что делают люди, или то, что делает кукловод... особенно в этом мире, где различие между человеком и машиной практически стерлось.

Призраком в фильмах и сериале называют нечто, что отличает искусственный интеллект от интеллекта естественного, и позволяет носителям искусственного интеллекта даже при потере накопленных данных сохранять себя или переходить на любой носитель. По мнению одного из героев сериала, призрак — это переход от цифрового начала «0» — бога к аналоговому, которое может испытывать смерть, не теряя данные, а возвращаясь к исходному цифровому началу. Официально термин «призрак» во вселенной «Призрака в доспехах» является собирательным понятием интуиции, сознания, души и личности.

В своё время (впрочем, как и сейчас) «Призрак в доспехах» поражал качеством графики и атмосферностью. Невероятное произведение.

Slam Dunk (1993)

И ещё один спокон родом из девяностых. Согласно опросу, проведенному в 2007 году Агентством по делам культуры Японии, является лучшей мангой всех времён. Но в старанх СНГ это произведение привлекло внимание (гораздо меньше заслуженного!) только после того, как неимоверную популярность получил его духовный последователь «Баскетбол Куроко». И, нет, здесь не встретишь смазливых мальчиков с волосами всех цветов радуги. Только суровая споконовская рисовка девяностых, только хардкор, только баскетбол!

Kaze to Ki no Uta (1987)

Это был 1987, мы яоились как могли.

Да, в наших «старых добрых» без яоя не обошлось. «Песня ветра и деревьев» была одним из первопроходцев.

Хотя, на самом деле, сложно назвать «яоем» отношения двух куклоподобных юношей. Сёнэн-ай, чистейший и, чего греха таить, довольно увлекательный и совершенно не пошлый. Это ещё не штампованные словно под копирку сэмэ/укэ из современных яойных тайтлов, а живые и яркие персонажи. И, да, это ещё то время, когда подобные отношения даже японцами не выносились из «оправдывающих» ситуацию декораций – закрытой школы.

Zetsuai 1989 (1992)

Следующий за «Песней» яойный тайтл был несколько… страшнее?

Именно в манге Zetsuai впервые появилось одно из главных яойных клише: «Я полюбил его не потому, что он мужчина. Я полюбил бы его любого, даже если бы он был кошкой, собакой, растением или роботом».

И вроде бы всё хорошо – классика яойных аниме, рок-музыкант, даже (поспойлерю чуток) немного кровищи в конце…

Но вот это… это несколько пугает…

Ai no Kusabi (1992)

Мода на фантастику довольно интересная штука. Вот она вся такая в «Призраке в доспехах», а вот в ней… яой.

И на самом деле здесь ни яой не портит фантастику, ни она его. «Клин любви» - трагическая история о любви двух молодых людей, принадлежащих к разным социальным классам, которые определяются цветом волос.

Атмосферное произведение, совершенно не порочащее свой жанр. И рисовка не подкачала.

Cardcaptor Sakura (1998)

Но не яоем единым, как говорится…

Плавно мы дошли до одного из самых чудесных махо-сёдзё того времени. Все помнят эту увлекательную историю про десятилетнюю Сакуру, нашедшую таинственную книгу с картами Клоу, милого и похожего на плюшевую игрушку хранителя этих карт Керобероса, а так же подругу по имени Томоэ, которая каждый раз наряжала Сакуру в новый костюм. Это трогательная история про детей с недетской силой духа, детские влюблённости и совершенно недетские драмы и испытания. В ней показаны многие формы любви, включая братскую любовь, детское увлечение, безответную любовь и настоящую любовь.

В нескольких главах создатели манги даже пренебрегали показом Карт Клоу, чтобы сфокусировать внимание читателя на отношениях между Сакурой и окружающими её персонажами. В отличие от других представителей жанра, например, «Сейлор Мун», Сакура не превращается в более зрелую и мужественную героиню, а, напротив, остаётся ребёнком на протяжении всего сюжета.

Критики положительно отзывались о манге, отмечая творческий подход создателей и обозначая её как основополагающую мангу в жанре сёдзё. Аниме-сериал также был благоприятно встречен прессой, отмечавшей, что данное аниме может понравиться как детской зрительской аудитории, так и старшим зрителям.

Студия Ghibli

Девяностые знаменательны так же и рядом анимационных фильмов студии Ghibli, такими как «Небесный замок Лапута» (1986), «Мой сосед Тоторо» (1988), «Ведьмина служба доставки» (1989), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононокэ» (1997) и т.д.

«Принцесса Мононоке» — полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией «Ghibli» в 1997 году. В том же году он стал самым кассовым фильмом в истории Японии, но впоследствии уступил эту позицию «Титанику». Сборы в США — 2 млн долларов, общие сборы в мире — 150 млн долларов. Чтобы выразить своё несогласие с попытками отредактировать и сократить американское издание данного аниме, Миядзаки прислал представителю компании «Disney» самурайский меч, к которому была приложена записка с непреклонным «ничего не вырезать».

И оно того стоило. Об этом чётко свидетельствуют награды и номинации:

1998 — две премии Японской киноакадемии: за лучший фильм и специальная награда за песню к фильму (Ёсикадзу Мэра)

1998 — три премии «Майнити»: лучший фильм, лучший анимационный фильм, лучший фильм по мнению читателей (все — Хаяо Миядзаки)

2000 — номинация на премию «Энни» за выдающийся личный вклад в режиссуру анимационного фильма (Хаяо Миядзаки)

2001 — номинация на премию «Небьюла» за лучший сценарий (Хаяо Миядзаки, Нил Гейман)

 

На этой позитивной ноте мы заканчиваем первую статью про старые добрые аниме.

В следующий раз мы продолжим наши ностальгические воспоминания.

«Сейлор Мун», «Евангелион», «Ковбой Бипоп» и многие другие. Не пропустите!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Loading