5 работ Хаяо Миядзаки, которые нельзя пропустить

Одно лишь его имя вызывает у многих улыбку. Думаю, всем нам знаком этот немолодой уже мужчина, внешне чем-то напоминающий доброго волшебника.
Волшебник… Разве можно назвать Хаяо Миядзаки иначе? Его работы несут добро и свет, немного сказки в наши серые будни.
Достаточно сложно встретить человека, увлекающегося японской анимацией и не знакомого с творениями Хаяо Миядзаки. Потому сегодня мы поговорим именно о нём.



"Я не рассказчик. Я человек, который рисует картинки".

Хаяо родился в 1941 году в семье директора Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам, отсюда и вполне заметная в его работах любовь к летательным аппаратам. По образованию он – экономист и политолог, что, впрочем, не мешало юному Хаяо проявлять немалый интерес к литературе (в особенности - детской) и анимации. В то время, когда будущий мастер был ещё учеником старшей школы, художник Осаму Тэдзука положил начало бурному увлечению комиксами. Хаяо тоже пробовал себя в роли мангаки, но вскоре понял, что это не совсем то, что ему нужно, результаты его не удовлетворили. А в конце 50-х Хаяо Миядзаки увидел первый в Японии цветной мультфильм - "Легенду о белой змее" – и твёрдо решил стать аниматором.

В начале 60-х Миядзаки получает работу художника-фазовщика в Toei Animation, где знакомится с Исао Такахатой, с которым в последствии создаст студию Ghibli. Через какое-то время Миядзаки снова начинает рисовать мангу – на сей раз это «Навсикая из Долины Ветров». К проекту проявляет интерес студия Tokuma Shoten, Миядзаки соглашается на экранизацию и в дальнейшем начинает тесно сотрудничать со студией. «Навсикая» приобретает всемирный успех, вдохновлённые этим Миядзаки и Такахата в 1985 году при поддержке Tokuma Shoten основывают студию Ghibli.

Особенностью работ Миядзаки является то, что они не привязаны к японской культуре, и потому доступны для понимания и западному зрителю.

Миядзаки всегда считал, что хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых. Во многих его фильмах раскрывается тема взаимоотношений человечества с природой и технологиями. Графика в работах Миядзаки выделяется крайней реалистичностью, так как он много путешествует по Японии и другим странам, изучает достопримечательности и выискивает новый материал для своих произведений. В частности, по словам самого Миядзаки, на создание многих пейзажей «Ходячего замка» его вдохновили виды Казахстана и Эльзаса.

Среди его работ есть очень много достойных внимания. Однако, некоторые из них являются, скажем, «визитной карточкой» студии Ghibli.

Начать, пожалуй, следует с получивших «Оскара» в 2003 году «Унесённых призраками».



Название «Унесённые призраками» в оригинале переводится как: «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро», а «Унесённые призраками» («Spirited away») — придуманное западными прокатчиками название. Сюжет фильма повествует о 10-летней девочке по имени Тихиро Огино, которая переезжает в новый дом. Но выходит так, что попадает в другой мир, населённый призраками и монстрами. Хаку находит Тихиро и помогает ей: проводит к зданию купален и объясняет происходящее.



Оказывается, Тихиро с родителями попали в волшебный мир. Хозяйка городка — колдунья Юбаба, под её управлением находятся купальни и рестораны, куда приезжают отдыхать боги, призраки, духи и другие сверхъестественные существа со всего света. Всех, кроме гостей и своих работников, Юбаба превращает в животных. Чтобы получить надежду на спасение родителей и возвращение домой, Тихиро по совету Хаку должна потребовать у Юбабы работу — согласно давнему зароку, Юбаба не может никому отказать в такой просьбе. При помощи новых знакомых — деда Камадзи и банщицы Рин — Тихиро удаётся добраться до кабинета Юбабы и получить там работу, а вместе с ней — новое имя. Теперь Тихиро зовут Сэн. Она начинает работать в купальнях, она очень старается, надеясь помочь родителям вернуть человеческий облик и найти путь назад.



Фильм имел огромный успех у критиков и зрителей; фигурирует во многих списках величайших анимационных фильмов в истории.

Не менее впечатляющим произведением является «Ходячий замок Хаула».



Он создан по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Был номинирован на 78-ю премию «Оскар» (2006) за «лучший анимационный полнометражный фильм», но уступил мультфильму «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня». По словам Миядзаки, прообраз замка Хаула — русская избушка на курьих ножках.



Действие фильма происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом. Скромная жизнь шляпницы Софи полностью изменяется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым юношей от приставаний двух военных, она влюбляется в него. Однако, волнующая прогулка с ним обходится юной шляпнице её красотой и молодостью, отнятыми колдовством ревнивой Ведьмы Пустоши. Это событие заставляет Софи покинуть родной дом и в отчаянии отправиться в дикую пустошь, которая пользуется дурной славой, чтобы снять с себя проклятие. По дороге ей попадается огородное пугало — Пугало-репка, которое дарит Софи трость и помогает попасть в странное сооружение — замок Хаула. «Бабушка» Софи, не спрашивая разрешения хозяина, сама себя назначает уборщицей этого странного гигантского дома на стальных «курьих ножках».



Софи желает снять проклятие Ведьмы Пустоши, но даже сама ведьма, наложившая чары, не может этого сделать. Чтобы разгадать тайны проклятий и снять их, героям приходится пройти через множество испытаний.

«Ведьмина служба доставки» - пятый полнометражный аниме-фильм Миядзаки, выпущенный в 1989 году.



Этот фильм стал вторым фильмом Миядзаки по мотивам оригинального художественного произведения. Картина основана на детской книге «Служба доставки Кики» японской писательницы Эйко Кадоно. Сюжет фильма включает только некоторые эпизоды книги и не охватывает всё повествование (период действия в книге — год, а в аниме — летние месяцы). Это была первая картина студии Гибли, выпущенная совместно со студией Уолта Диснея.



Кики — 13-летняя ведьма, проходящая обучение и живущая в деревне у своей матери, также ведьмы, изготавливающей целебные средства для местных жителей. Кики достигла возраста, когда по традиции она должна покинуть свой дом и в качестве стажировки провести год жизни в незнакомом городе. Героиня садится на материнскую метлу со своим компаньоном — чёрным котом Дзи-дзи, и вскоре попадает в городок под названием Корико.



После некоторых трудностей, ей удалось обосноваться и открыть свою небольшую службу по доставке вещей посредством полётов на метле. По мере работы ведьмочке и её коту приходилось сталкиваться с трудностями: им приходилось летать в дождь, сталкиваться с неблагодарностью и грубостью клиентов. И помимо всего этого, на плечи юной ведьмы падает груз ностальгии и одиночества, но всё это ей помогают преодолеть новые друзья и нестандартные ситуации.

«Мой сосед Тоторо»



Это история о том, как две девочки девяти и четырёх лет, Сацуки и Мэй, встречают духа-хранителя леса Тоторо. Семья переехала в деревню, и девочки начинают открывать для себя новый мир — деревенский дом, окрестности, природу. Дом настолько старый, что близок к разрушению. В нём даже водятся духи — чёрные чернушки (сусуватари). Мать семейства находится в больнице, и на время её болезни вся работа по дому ложится на плечи отца и старшей дочери Сацуки. Вскоре непоседливая младшая сестра Сацуки, Мэй, встречает маленького лесного духа, который, сам того не желая, приводит её к более крупному духу, а потом и к гигантскому Тоторо — хранителю леса, живущему неподалёку. Позже и Сацуки знакомится с Тоторо, когда девочки ждут отца на автобусной остановке.



Тоторо дарит девочкам небольшой свёрток из бамбуковых листьев, в котором лежат семена. Девочки высаживают семена в огороде, а ночью Тоторо помогает им прорасти.



На следующий день из больницы сообщают, что мама не сможет вернуться домой на выходные. Расстроенная Мэй ссорится со своей старшей сестрой и сама отправляется к матери, но по дороге теряется. Обеспокоенная Сацуки и жители окрестности везде ищут её, но безуспешно. Тогда Тоторо по просьбе Сацуки помогает её разыскать.

Немного отличен по своей атмосфере от других работ фильм «Принцесса Мононокэ».



С ним так же связана довольно интересная история - чтобы выразить своё несогласие с попытками сократить американское издание данного аниме, Миядзаки прислал компании «Disney» окровавленный меч, на котором было написано «не резать».



Фильм переносит зрителей в Японию позднего периода Муромати, когда в Японии появляется первое огнестрельное оружие. Деревня людей эмиси, в том числе главного героя, юного принца по имени Аситака, подверглась нападению Наго, гигантского вепря, одержимого ненавистью, что превратило животное в демона. Защищая деревню, Аситака вынужден был убить его, однако во время сражения демон успел коснуться правой руки принца и передал ему своё проклятие. Мудрая женщина раскрывает принцу причину одержимости вепря и предсказывает ему смерть от нанесённой раны. Он отрезает себе волосы и покидает деревню вместе с Якуру, верной рыжей антилопой. Продолжив путешествие на запад в поисках исцеления от своего недуга, принц невольно становится участником противостояния Людей и Леса.



В фильме представлены некоторые сцены сражений, он ориентирован на возрастную категорию 13+; к тому же, разворачивающаяся на экране экологическая притча и взаимоотношения главных персонажей достаточно сложны.



Образный ряд фильма включает отсылки к дальневосточному фольклору: «лесные человечки» кодама или звериная ипостась Великого Духа — цилинь.

"Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека," - говорил Миядзаки.

Его работы по праву являются широко известными и любимыми во всём мире. Он - тот, кто возводит аниме в разряд чего-то большего, чем просто "мультик", делает его красочным и воодушевляющим.

Материал взят: здесь, здесь и здесь.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Loading