Рецензия на аниме Kareshi Kanojo no Jijou (С его стороны — с её стороны)

Честно говоря, начал смотреть этот сериал, потому что купился на три вещи. Во-первых, слово «романтика» в графе «жанр». (Ну люблю я романтику, что тут поделать?). Во-вторых, клеймо производителя (компания, поставившая NGE, снять что-либо плохое не может просто по определению). И, в-третьих, хвалебная рецензия Анастасии Костроминой. Короче, я полагал, что данное аниме просто снесет мне крышу уже на первой серии. Отсмотрел два эпизода и с удивлением замечаю: крыша, то есть голова, держится на удивление крепко, мало того – в нее начинают лезть разные нехорошие мысли, напрямую касающиеся данного сериала. Ближе к концу мысли стали несколько иными, но они не уничтожили первоначальные, а только напластовались на них. Поэтому предупреждение: тем, кто еще рассчитывает на стопроцентный шедевр, мой отзыв лучше не читать, ибо спойлеры будут, и довольно-таки значительные.


Сюжет. Вообще говоря, создатели могли выбирать для сериала любую схему: или делать каждую серию независимой от других, или заставить одну серию вытекать из другой, или искать какой-то промежуточный вариант. Был избран второй путь и, наверное, это было правильным ходом. Но подобная схема должна к чему-то привести зрителя, подобно тому, как река доносит лодку до моря. «Что-то» может являться событийной развязкой или же эмоциональным крещендо. Не спорю, иногда авторы намеренно обрывают свои произведения на полуслове, но в таком случае они обыкновенно ставят отточие. Однако здесь просто ничего в конце нет. Создается впечатление, что Kare Kano можно было еще протянуть столько же серий, сколько в нем имеется. И, безусловно, в хорошем аниме особый упор должен быть сделан на конец. Это почти правило. Впрочем, правил без исключений не бывает, и не здесь кроется главная беда Kare Kano. Есть проблемы куда более серьезные.
Атмосфера. Я думаю, авторы в самом начале так и не поняли, что они вообще собирались сотворить: романтику или эксцентричную комедию? В принципе, аниме допускает смешение самых разных жанров, что, кстати, я в нем и люблю. Все дело в грамотных пропорциях, которые, в первую очередь, зависят от изначального замысла создателей. Все же я полагаю, что это аниме априори планировалось как поэтическая история взаимоотношений юноши и девушки. Но данная линия оказалась совершенно задавлена юмором, который, с одной стороны, не самой высшей марки, с другой – лепится где надо и где не надо, с третьей – очень примитивно выражен, главным образом при помощи чибиков и субтитров в квадратных скобках. Против чиби-рисовки как таковой я не имею ничего против. Если она применяется от случая к случаю – это нормально, и такие сериалы, как Сейлормун, Таинственная игра или Кеншин (ТВ) служат хорошим подтверждением вышесказанному. Но когда чибики занимают половину эпизода, это выглядит уже не как эстетический прием, а как элементарная небрежность художника. Конечно, есть отдельные моменты, создающие ощущение трогательности (Юкино, сидящая у школьного окна), но они очень быстро сходят на нет. Дизайн чиби-персонажей просто ужасен. Разумеется, тут особая красота неуместна, но когда героиня начинает напоминать Катю Пушкареву, это, на мой взгляд, уже перебор.
Чувства персонажей. Интрига начинается с того, что девушка Юкино, отличница, избалованная вниманием, переходит в старшую школу, где появляется конкурент – парень, не хуже её успевающий в учебе, спорте и всем прочем. Юкино ужасно комплексует по этому поводу, но, в конце концов, понимает, что парень не так уж и плох, и даже влюбляется в него. Как отличник со стажем, заявляю: тут все понятно и правдоподобно, и могла бы получиться очень неплохая вещь, если бы авторы не наводили тень на плетень. У Юкино, оказывается, не один комплекс, а целых два. Второй заключается вот в чем: она страшно боится, как бы кто, а паче всего тот парень, Арима, не увидел ее в домашней обстановке, где она может облачиться в тряпки малинового цвета, переругиваться с сестренками и вообще вести себя, как душе угодно. Почему расслабляться в кругу семьи плохо (круг семьи, вообще-то, для того и существует), я никак не могу понять. Возможно, у японцев несколько иной менталитет, но не думаю, чтоб настолько. Похоже, те, кто считают, что Икари Синдзи на протяжении двадцати пяти серий маялся дурью, просто не знакомы со всем творчеством Gainax. Конспирация, однако, не помогает: благодаря случаю Арима становится в курсе событий. Как неглупый малый, он решает воспользоваться оплошностью девушки и добиться, чтобы та на него все-таки обратила внимание. Он заявляет Юкино, что растрезвонит на весь класс, в каком таком виде она ходит по дому, если та не станет выполнять за Ариму часть работы, которой у него по горло. Одним словом, он намеренно причиняет девушке боль, чтобы та только о нем и думала. На что это похоже? Нет, уважаемые, даже не на шантаж, как кричит возмущенная Юкино, а на гораздо более скверную штуку – на штамп с бородой ака у старика Хоттабыча. Причем штамп не анимешный (Бог с ними), а заезженный кем только ни попадя. Правда, потом Арима признается, что у него не было намерения уколоть одноклассницу. Позвольте, но если он сообразил, что Юкино старательно скрывает свою личную жизнь и трясется из-за какой-то хреновины, неужели он не знает двух элементарных вещей? Первое: в Японии старшеклассники ужасно загружены, и, чтобы учиться на «отлично», нужно выкладываться по полной, а в таком состоянии лишняя нагрузка очень тягостна. Второе: для такой девушки, как Юкино, просто унизительно быть зависимой. Чтобы не допустить разрушения образа, мне придется предположить, что Арима лгал девушке в лицо, причем лгал нагло, едва ли не потупив глазки. И это – самые романтические герои и отношения в аниме? Да по-моему Ягами Лайт с Мисой и то поступал честнее. У второстепенных персонажей наблюдаем те же психологические баги. Когда Юкино сообщает, что у нее появился парень, младшая сестренка главной героини взбеленилась, непонятно по какому поводу. Вроде эмоционально она не слишком зависит от Юкино, чтобы видеть в каждом встречном опасного соперника. Ей-богу, логичней выглядел бы подобный взрыв со стороны существа женского пола постарше; тут хоть завистью все можно объяснить. Кажется, такие бурные эмоции потребовались для одной только цели: впихнуть очередной чибик. Кстати, нарисована эта сестренка так, что без подписи я принял бы ее за братишку, в лучших традициях унисекса. Харука отдыхает!
Это все – первые две серии. Начиная с третьей сериал постепенно начинает идти на поправку, а четвертый эпизод так и вовсе неплох. Идиотский юмор, правда, присутствует и там, но уже в не смертельной концентрации. Душевные травмы героев описаны очень даже ничего (Анно умеет это делать), и все было бы в порядке, если бы переживания персонажей, которым, наконец-то, начинаешь сочувствовать, не натягивались на идейку: «Надо быть самим собой, а не играть роль». Это выходит до такой степени фальшиво, что у меня не хватает слов. Добила фраза (не ручаюсь за точность цитаты): «Раньше мы были отличниками, и все нами восхищались, а теперь мы решили быть самим собой». Это как понимать: Арима и Юкино сдали в учебе, потому что не в их это природе: получать высокие баллы? Тогда почему впоследствии они оценки выправили и вновь, значит, надругались над своим естеством? Похоже, Анно и сам все это чувствовал, поэтому он взял курс на резкое улучшение всех составляющих сериала, которое началось в пятом эпизоде. Только данная процедура похожа на склеивание уже разбитой чашки: занятие похвальное, но лучше было бы вовсе не ронять. И жаль, что поздно спохватились. Но, тем не менее, все осколки были собраны, сложены, был применен очень хороший клей. И тут… я увидел то, что жаждал увидеть с первой серии. Живых, привлекательных людей, трогательные отношения. Двое влюбленных, которых спугнул гром в полутемном коридоре, первый, пока несмелый поцелуй, первая краска стыда. Все нелепые философские заморочки режиссер отправил в утиль. Вместо них встал совершенно ясный и близкий многим выбор: любовь или карьера. Все просто на самом деле: юноше и девушке тяжело сблизиться не только из-за аттестационного соперничества, но еще из-за страха, что непривычные чувства помешают учебе, тому образу жизни, к которому оба привыкли. Однако сила любви такова, что приводит к кардинальной переоценке ценностей и перерождает Ариму и Юкино. Они не сбросили маски и не вернулись к самим себе: ОНИ СТАЛИ НОВЫМИ ЛЮДЬМИ. Вот эту линию и надо было вести с самого начала, а не делать намек уже тогда, когда накормили непонятно чем. Да и то сказать: какие бы чудеса не творила волшебница-любовь, определенная целостность персонажей должна сохраняться. Поэтому не худо было бы, если б Анно придал главным героям в первой и во второй серии чуть больше сходства с теми Аримой и Юкино, которых мы наблюдаем впоследствии. Без этого их преображение выглядит просто штурмовой попыткой спасти сериал. Что ж, попытка удалась. Потому что одна только сценка с лепестком сакуры, заставившем покачнуться чувствительные химические весы, полностью оправдывает существование Kare Kano. Такие жемчужины (безо всякой иронии и кавычек) делают из мультфильма действительно чудесное зрелище и позволяют с немалым удовольствием досмотреть сериал до восемнадцатой серии включительно. Жаль только, что оборвали линию Тсубасы и ее сводного брата, которой было уделено так много внимания, и история с бойкотом показалась немного наигранной (неприязнь Махо к Юкино вполне объяснима, но другие девчонки подозрительно легко позволили манипулировать собой). Хотя получилось красиво. А с девятнадцатой серии аниме снова начало идти на спад. Об этом уже писали до меня, посему разводить Талмуд я не буду. Скажу только, что карандашная графика выглядит абсолютно неуместной (захотелось поэкспериментировать – делайте короткометражку), как и упоминание о каком-то кризисе, от которого якобы трясло всю Японию (как же мы не загнулись в 1993 году?). История Сакуры и Тонами получилась откровенно куцая. Так пословицу «От любви до ненависти – один шаг» не иллюстрируют. Нет, не скажу, что конец слили: ни блевать, ни зевать, ни выключить не хотелось, но и радости особой не было (за исключением парочки эпизодов). А ведь назначение романтики – радовать зрителя.
Резюме: для меня Kare Kano начинается с пятой серии, точнее даже – с конца четвертой и продолжается до восемнадцатой. Это пример того, как на самом деле нужно ставить романтические аниме. Начиная с восемнадцатой серии это пример того, как их можно ставить, но вряд ли надо. Все остальное – иллюстрация того, как делать такого рода вещи ни в коем случае нельзя. Ввиду всего этого сериал вообще не подлежит оценке как нечто цельное. Однако если у меня все же спросят: «Смотреть или не смотреть?», я отвечу: «Смотреть. Наслаждение, хотя бы разовое, вы, скорее всего, получите. Но в некоторых местах от вас потребуется очень большая снисходительность».

  • 333
  • 0
  • 0
  • 0

Последние комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.